В чём разница между 223-фз и 44-фз?

Нововведения 44-го закона

Многих пугают нововведения, однако некоторые процедуры перетекли в новый в 44-й федеральный закон без изменений, некоторые – с изменениями, однако с сохранениями общего принципа. С 2014 года все заказчики, которые перечислены в 223-ФЗ, должны использовать его нормы в практической деятельности. К ним относятся автономные учреждения и муниципальные унитарные предприятия. Заказчик, который указан в 223-ФЗ, должен выполнять закупки по 223-ФЗ, если же этого не происходит, то ему нужно работать по 44-ФЗ.

Новый федеральный закон №44, в отличие от 223-его, не делит заказчиков на государственных, а также муниципальных, в тексте он объединяет их одним понятием «заказчик». Законодательные органы решили, что в Российской Федерации, как и в иных развитых странах, процесс должен вестись с прогнозирования необходимости конкретной закупки, а заканчиваться оценкой соответствующей эффективности удовлетворения необходимых потребностей.

К основным нововведениям 44-го закона можно отнести следующее:

1. действуют единые правила для всех заказчиков;

2. ограниченный перечень способов закупки;

3. на ЭТП проводится лишь аукцион;

4. ограниченный перечень случаев закупки у ЕП;

5. от заказчика требуется обязательное заключение договора с победителем.

Тогда как 223-ФЗ предполагает использование следующих правил:

1. каждый заказчик имеет свои правила и особенности;

2. заказчики могут применять различные методы закупок;

3. на ЭТП могут проводиться любые способы закупок;

4. перечень случаев закупки у ЕП заказчик может определять лично;

5. заказчику не обязательно заключать договор с победителем.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Кратко о Федеральном Законе № 44

Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

Сравнительная таблица федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим подробнее ключевые элементы данных нормативных актов в таблице.

Основные моменты НПАФедеральный закон 44-ФЗФедеральный закон 223-ФЗ
Регулируемые правоотношенияГосударственные, региональные или муниципальные закупки.Закупки отдельными видами юридических лиц.
Регламентация закупкиЗаконом полностью описан порядок проведения торговой процедуры и закупки.Закон определяет общие принципы проведения закупки. Порядок закупки определяется на основании Положения о закупках, разрабатываемого заказчиком.
ЗаказчикиГосударственные и муниципальные бюджетные учреждения.
  1. Организации с долей  государства более 50%.
  2. Организации, занимающиеся определенными видами деятельности.
  3. Естественные монополии.
  4. Бюджетные учреждения, которые проводят закупку с помощью внебюджетных средств.
 УчастникиЮридические, физические лица, индивидуальные предпринимателиЮридические, физические лица, индивидуальные предприниматели
Приоритет участия в закупкахНе менее 15% годовых закупок должны обеспечиваться за счет участия субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Преимущества также предоставляются учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и производителям товаров отечественного производства.Не менее 10% годовых закупок должны обеспечиваться за счет участия субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций у тех заказчиков, размер закупок которых составляет не менее 2 миллиардов рублей.
Способы закупок
  1. Электронный аукцион.
  2. Запрос предложений и котировок.
  3. Открытый конкурс.
  4. Закрытый аукцион.
  5. Конкурсы с ограниченным участием, многоэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием.
  6. Закупка с единственным поставщиком.
  1. Электронный аукцион.
  2. Запрос предложений и котировок.
  3. Открытый конкурс.
  4. Закрытый аукцион.
  5. Конкурсы с ограниченным участием, многоэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием.
  6. Закупка с единственным поставщиком.
  7. И другие, согласно Положению заказчика.
Электронные торговые площадки5 бесплатных площадок.Более 170 площадок на бесплатной и платной основе.
Сроки подачи заявокСроки регламентированы закономСроки регламентируются Положениями о закупках
Планирование закупокЗаконом предусмотрено два вида планов:

  • план закупок сроком на 3 года;
  • план-график сроком на 1 год.

Документы размещаются в ЕИС.

Законом предусмотрено составление плана закупок сроком на 1 год. Для заказчиков инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств предусмотрен план, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет.
Отчетность заказчиковОбязательная для размещения информация:

  • отчеты по исполнению контрактов;
  • отчет, отражающий объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций;
  • отчеты и обоснования закупок у единственного поставщика.
Обязательная для размещения информация :

  • все заключенные договоры;
  • договоры с единственным поставщиком;
  • договоры на закупки, которые  содержат государственную тайну;
  • договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями.
Необходимость в обосновании начальной (максимальной) цены контракта Обоснование НМЦК обязательно, законом предусмотрено для обоснования 22 различных способа.Обоснование НМЦК необязательно.
Обеспечение контрактовПри сумме контракта не более 50 млн. рублей и если поставляемым товаром не является медицинское оборудование, обеспечение может составлять от 0 до 30%.

При сумме контракта более 50 млн. рублей и если поставляемым товаром будет медицинское оборудование, обеспечение может составлять от 5 до 30%.

Обеспечение контракта остается на усмотрение заказчика.
Изменение и расторжение контрактовИзменение существенных условий контракта невозможно. Условия расторжения должны быть установлены на основании федерального закона 44-ФЗ.Изменение существенных условий контракта возможно на основании Положения о закупках. Условия расторжения  также устанавливаются Положением о закупках.
Обжалование действий заказчикаПодача жалобы регулируется федеральным законом 44-ФЗ. Жалобы подаются в ФАС.Подача жалобы регулируется Положением о закупке. Жалобы подаются в ФАС.
Необходимость в электронной подписиНеобходима усиленная квалифицированная подпись.Необходимость ЭП регулируется требованиями операторов электронных площадок.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу.

Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки

Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как выиграть тендер в 2020 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:

  1. Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
  2. Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
  3. Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
  4. Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
  5. Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
  6. Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
  7. Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.

Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.

Общие сведения ФЗ 44

ФЗ 44 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, а одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Федеральный закон о закупках номер 44 имеет 8 глав и 114 статей. Он регулирует закупку товаров, услуг и работ муниципальными и государственными учреждениями, контролирует законность, повышает эффективность, результативность, обеспечивает гласность и прозрачность закупок учреждениями, предотвращает коррупцию. Закон распределяется на область планирования, аудита, мониторинга покупок товаров, услуг и работ, на сферу определения поставщиков, заключение договоров и исполнения обязанностей по контрактам.

Содержание Федерального закона 44:

  • В первой главе описаны сферы и области, на которые настоящий закон распределяется. Даны другие нормативы, акты и законы, регулирующие закупку товаров, работ и услуг. Описана электронная закупка и принципы работы в этой области, включая принципы открытости и прозрачности информации, единства системы, ответственности лиц за результат и т. д. Оформлены цели осуществления покупок и система закупок для бюджетных, государственных и муниципальных учреждений;
  • В главе номер два оформлено составление плана закупки, подготовка к ней. Учреждение обязано составить подробный план, обосновать цели и задачи действий, провести совещание с обсуждением, составить график, договориться с поставщиком о ценах. Все товары, услуги и работы должны быть распределены по каталогам;
  • Третья глава разделена на 7 параграфов. В ней описан сам процесс осуществления закупки. В первом параграфе описаны категории учреждений, имеющих право осуществлять покупки, даны требования и правила, форма контракта, описаны комиссии, специалисты и оценщики, их полномочия и обязанности. Дана информация о конкурсах и аукционах. Во втором параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения конкурсов и аукционов для определения поставщика. В третьем параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения запроса котировок для определения поставщика. В четвертом и пятом параграфах определение поставщиков при помощи запроса предложений и других, закрытых способов. Далее информация о выборе единственного поставщика и о изменениях в контракте;
  • В четвертой гл. описан мониторинг и аудит в области закупок;
  • Согласно гл. пять за закупками ведется контроль. В ней описаны категории и виды контроля, ведомственный, самостоятельно заказчиком, общественный. Даны сведения о государственных реестрах и учетах, реестрах и учетах отдельно для компаний и т. д.;
  • В шестой даны формы жалоб и письменных заявлений, описаны процессы и особенности подачи этих заявлений в случае, если одна из сторон хочет пожаловаться на некачественное выполнение обязанностей, нарушения, несоблюдение условий или требований и т. д. Описана ответственность за выявленные и доказанные нарушения. Статья 66 подробнее здесь:;
  • В главе семь описаны разные категории отдельных видов закупок, их особенности и нюансы;
  • В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения закона.

Различия 44-ФЗ и 223-ФЗ по информационному обеспечению закупок

Планирование закупок

  • По федеральному закону 44 фз – на втором этапе планирования необходим план закупок на 3 года с размещением в ЕИС. Нормативные акты, регулирующие их размещение – Приказы Минэкономразвития и Казначейства № 761/20н от 27.12.2011 года и № 182/7н от 31.03.2015 года. Кроме того, определенные закупки, которые осуществляются согласно п. 4,5, 23, 26, 33, 42 ч. 1 ст. 93 нужно показывать укрупненно;
  • По 223-ФЗ – если закупки попадают в категорию п.3 ст.4, то необходим отдельный план закупок на срок от 5 до 7 лет с регистрацией в ЕИС. Его формирование осуществляется согласно Постановлению Правительства № 932 от 17.09.2012 года

Извещения о закупках, их изменениях или отмене

  • По федеральному закону 44 фз – количество дней, в течение которых необходимо опубликовать извещение о проведении закупки или ее изменении, зависит от способа определения поставщика (аукцион, запрос котировок, запрос предложений), либо установления единственного поставщика. Все критерии даны в соответствующих статьях закона;
  • По закону 223-ФЗ – при проведении открытого конкурса или аукциона извещение в единой информационной системе размещается в течение 20 дней до окончания приема заявок. В иных ситуациях необходимо руководствоваться Положением о проведении закупок. В случае внесения изменений в извещении в данном законе рассматривается ситуация, когда нововведения происходят по истечении 15 дней до даты окончания приема заявок. Срок подачи заявок просто продлевается.

ст.448 ГК РФ

Обеспечение заявок

Материалы по теме

Учет расходов по аренде муниципального здания при перечислении арендной платы авансом за три месяца

Предоставление преимуществ поставщикам

  • учреждениям УИС и организациям инвалидов – в отношении предлагаемой ими цены контракта до 15%;
  • субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям – в отношении предлагаемой ими цены контракта не менее 15%.
  • субъектам малого и среднего предпринимательства – не менее 18% от всего объема договоров;
  • общий объем договоров закупок, поставщиками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства должен быть не менее 10% от всего всех закупок.

Изменение условий контракта и отчетность по закупкам

  • По законe о закупках 44 фз – в течение рабочих 7 дней после исполнения контракта. Также необходимо разместить отчет до 1 апреля следующего года, если контракт был заключен и исполнен с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям;
  • По 223-ФЗ – не позднее 10 числа месяца, следующим за отчетным. Его форма и состав определяется п.19 ст.4.

Основные отличия 44 ФЗ от 223 ФЗ

Реформа государственного заказа не стоит на месте, она постоянно совершенствуется. До 2014 года вся работа велась по 223-му федеральному закону, сейчас же в действие вступил 44-й федеральный закон, то есть закон о контрактной системе. Для многих это нововведение усложнило жизнь, ведь нужно было пересматривать закупочную деятельность. Но согласно второй части статьи 15 Закона №44 для определенных закупок бюджетным учреждениям и некоторым другим организациям разрешается использовать более гибкий 223-й федеральный закон. Так в чем же отличие этих двух указанных законов и как оно отражается на практике?

7 этапов проведения конкурса

Согласно 44 федеральному закону существует 7 этапов процедуры:

  1. Заказчик анализирует потребности и принимает решение о проведении закупок, об их общем объеме и форме. На этом этапе он организует работу комиссии и принимает соответствующее Положение.
  2. Далее происходит подготовка конкурсной документации. К ней относятся различные документы – это Положение, образцы всех форм документов, обоснование проекта, подробное техническое задание, сам проект и т.п.
  3. Публикуется извещение с точным указанием сроков подачи заявок, на которые и ориентируются участники процедуры. Извещение и сопутствующая документация в настоящий момент размещается в Единой информационной системе.
  4. Затем происходит регистрация заявок от всех заинтересованных лиц.
  5. Информация о заявках анализируется (вскрываются бумажные конверты или открываются электронные файлы).
  6. Заявки рассматриваются, после чего принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с конкретной компанией.
  7. Называется победитель; далее с ним подписывается договор, после чего компания приступает к работе.

Таким образом, при использовании ФЗ 44 стороны четко руководствуются только его нормами, применение других регламентов не допускается. Что касается случаев, попадающих под действие ФЗ 223, стороны действуют не только по этому закону, но и согласно Положениям о закупках. Поэтому такие ситуации более гибкие с точки зрения регулирования (сроки, отчетность, электронные площадки и т.п.).

ФЗ 44 и 222: таблица отличий

При участии в конкурсе компании обращают внимание на различные нормативные документы, но в первую очередь – именно на эти федеральные законы. Отличия между ними описаны в таблице

критерий сравненияФЗ 44ФЗ 223
сфера регулированиялюбые закупки со стороны госзаказчиков федерального и регионального уровня; полное описание процедуры торгов, нарушение которой может привести к занесению компании в РНП *только общие особенности процедуры; при использовании этого закона заказчик обязан самостоятельно разработать внутренний регламент (Положение), на основе которого будут проводиться госзакупки
заказчикибюджетные учреждения (федеральный и муниципальный уровень)

разные:

  • учреждения, принадлежащие государству наполовину и более;
  • компании, которые занимаются бизнесом с регулируемыми тарифами (например, поставка электроэнергии);
  • естественные монополии (крупные компании – РЖД, Роснефть, Газпром и др.);
  • государственные учреждения, которые приобретают нужные товары/услуги в том числе с использованием внебюджетных денег (за счет собственной коммерческой деятельности, получения грантов и т.п.)
поставщикилюбые лица – частные граждане, ИП и компании любых форм собственности
виды торгов (процедур)**разные:

  • электронный аукцион;
  • конкурс с ограничением участия;
  • открытый конкурс;
  • запрос предложений;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • аукцион в закрытой форме;
  • запрос котировок;
  • закрытый конкурс с ограничением участия.
торговые площадкиперечень ограничен 6 электронными сервисами (регистрация бесплатная):

  1. Сбербанк-АСТ.
  2. Заказ РФ.
  3. ММВБ.
  4. Росэлторг.
  5. Российский аукционный дом.
  6. РТС-Тендер.
довольно большой перечень – около 170 сервисов (как бесплатные, так и платные); при этом участники свободны в выборе площадки – они могут действовать по своему усмотрению
сроки подачи заявкиаукцион объявляется минимум за 7 дней до того момента, как предполагается прекратить прием заявок;

если же цена контракта более 3 млн рублей – то минимум за 15 дней

заказчик сам вправе выбирать сроки, причем они должны быть прописаны в соответствующем Положении – с этим документом участникам следует ознакомиться заблаговременно
виды отчетов заказчикатолько об исполнении самого договора, общей сумме закупокразные:

  • все подписанные договоры;
  • договоры с единственной компанией;
  • договоры по закупкам, которые связаны с гостайной.
обеспечение обязательств по договору***государственное учреждение может установить стоимость обеспечения от 0% до 30% (если общая сумма не более 50 млн р) и от 5% до 30% при превышении этого значенияобеспечение необязательно – в каждом случае заказчик может действовать по собственному усмотрению
изменение и расторжение договоровдетально прописываются в самом договоре; при этом существенные условия не подлежат изменениюстороны также прописывают условия расторжения/изменения в тексте документа; при этом они могут самостоятельно определять их в соответствии с Положением заказчика
подача жалобы на действия со стороны заказчикаподаются в местное отделение антимонопольной службы; рассматриваются на общих основаниях в течение 5 рабочих днейтакже подаются в местное отделение антимонопольной службы, однако сроки рассмотрения прописываются в договоре отдельно; также при определении сроков и порядка рассмотрения ФАС руководствуется действующим гражданским законодательством

* Реестр недобросовестных поставщиков

** Согласно ФЗ 44 можно совершать закупки еще одним способом – приобретая товары/услуги у единственного поставщика (ФЗ 223 такой возможности не предусматривает).

*** Участники могут выбирать разные виды обеспечения по своему усмотрению – внесение предоплаты, гарантия со стороны банковского учреждения и др.

Мнение эксперта
Саломатов Сергей
Эксперт по недвижимости

Ранее мы приводили образец составления закупочного акта, рекомендуем вам ознакомиться с правилами его оформления, подробная информация находиться тут.

Видео комментарий по теме (отличия простыми словами):

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий