Критерии малого предприятия таблица

Умножить на два

Правительство сегодня прорабатывает вопрос об изменении критериев отнесения компаний к субъектам малого и среднего предпринимательства. Такое поручение дал президент Владимир Путин в начале апреля. В связи с этим «Опора России» предлагает почти в два раза увеличить пороги среднесписочной численности работников и выручки, по которым фирмы относят к субъектам МСП:

— для микропредприятий — до 30 человек и годовой выручкой до 200 млн рублей;

— для малых предприятий — до 200 человек и годовой выручкой до 1,6 млрд рублей;

— для средних предприятий — до 500 человек и годовой выручкой до 4 млрд рублей.

Такие корректировки позволят большему числу организаций претендовать на меры антикризисной государственной поддержки и развиваться в существующих экономических условиях, говорится в письме.

Справка «Известий»

Сегодня к субъектам МСП относятся микропредприятия с выручкой до 120 млн рублей и численностью работников до 15 человек, малые фирмы с доходом до 800 млн рублей и количеством занятых до 100 человек, а также средние компании с выручкой до 2 млрд рублей и не более чем 250 сотрудниками. По данным Единого реестра МСП, количество таких фирм в России составляет 5,9 млн по состоянию на начало апреля 2020 года.

Впрочем, для отдельных отраслей пороги стоит расширить еще сильнее, следует из обращения «Опоры России» в кабмин. Так, например, к среднему бизнесу предлагается относить гостиницы с численностью персонала до 700 человек и производителей изделий народных промыслов с количеством занятых до 1 тыс. Вместе с тем исключением должна стать «человекоемкая» деятельность по чистке и уборке: микропредприятия в этой сфере должны насчитывать до 200 работников, малые фирмы — до 1 тыс. человек, а средние — до 3 тыс. Согласно письму «Опоры России», средними предприятиями следует считать и магазины беспошлинной торговли с выручкой до 10 млрд рублей в год.

Кроме того, бизнес-объединение предлагает считать МСП хозяйственные общества, единственными участниками которых выступают потребительские ассоциации и союзы, относящиеся к крупному бизнесу. Это позволит им получать господдержку и в целом благоприятно отразится на предпринимательском климате, уверены в «Опоре России».

В кабмине и Минэкономразвития не ответили на вопрос «Известий» о том, как оценивают инициативы бизнес-объединения. В Минфине переадресовали вопрос в Минэк.

Ранее правительство утвердило отрасли экономики, которые сильнее всего пострадали из-за введения карантина. В их числе оказались авиаперевозки, туризм, культура, физкультурно-оздоровительная деятельность, гостиничный бизнес, общепит, дополнительное образование, выставки, бытовые услуги, зоопарки, кинотеатры, стоматологии и непродуктовый ритейл.

Именно для малых и средних предприятий в этих сферах действуют меры господдержки, объявленные президентом. Среди них — отсрочка по налогам (кроме НДС) и страховым взносам, мораторий на банкротство по заявлению кредиторов, возможность получить льготный заем на зарплату сотрудникам под 0%, а также безвозмездную субсидию в размере МРОТ на компенсацию работникам. Все меры обойдутся бюджету в 2 трлн рублей (1,8% ВВП).

Впрочем, этот список может быть расширен при ухудшении эпидемиологической ситуации, отмечали власти. Так, 21 апреля министр экономического развития Максим Решетников заявил, что правительство готовит и третий, и четвертый пакеты антикризисных мер поддержки. Он подчеркнул, что даже при благоприятном сценарии снятие карантина будет происходить поэтапно, а значит, бизнесу придется долгое время работать в ограниченных условиях.

Малое предприятие: критерии отнесения 2018 с учетом законодательных нововведений

Правила классификации субъектов коммерческой деятельности опираются на 3 основных параметра. Малые, средние и крупные предприятия – критерии 2018:

  1. Объем доходных поступлений.
  2. Среднесписочная численность наемного персонала.
  3. Структура уставного капитала с привязкой к долям участвующих лиц (для организаций).

Критерии малых предприятий в 2018 году по норме их доходности оцениваются на основании положений правительственного Постановления от 04.04.2016 г. № 265. В составе этого показателя учитывается сумма выручки за предыдущий период и прочие доходы, проведенные в налоговом учете по всем применяемым организацией режимам налогообложения.

Критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства по структуре уставного капитала предполагает, что:

  • суммарное значение величины участия в уставном капитале предприятия региональных и муниципальных госструктур, объединений религиозного и общественного типа не может превышать 25%;
  • в отношении иностранного капитала предел участия зафиксирован на уровне 49%.

На некоторых из субъектов для получения статуса малого предприятия, критерии 2018 года по структуре капитала могут не влиять. Так, не применяются они для участников проекта «Сколково», организаций, которые специализируются на практическом внедрении продуктов интеллектуальной деятельности, акционерных обществ, акции которых отнесены к инновационному сектору.

Критерии малого предприятия 2018 – таблица приводит ключевые требования к организациям и ИП, претендующим на статус малого бизнеса:

Классификационный признак

Значение лимита

Доля участия в сумме уставного капитала государства, общественных, религиозных организаций, фондов

25%

Процент участия в капитале предприятий, не обладающих статусом представителей малого бизнеса, включая иностранные структуры

49%

Удельный вес участия в капитале субъектов малого бизнеса

без ограничений

Предприятия малого и среднего бизнеса — критерии 2018 года по численности персонала

микропредприятия – не более 15 человек

малые предприятия – не более 100 человек

средние предприятия – не более 250 человек

Уровень дохода

120 млн руб. – микропредприятия

800 млн рублей – малые предприятия

2 млрд руб. – средние предприятия

При выделении категорий субъектов предпринимательства их детальная классификация предусматривает деление на микро, малое, среднее предприятие. Критерии для всех этих групп одинаковые, отличаются только предельные величины. Например, для микроорганизаций численность персонала должна быть не более 15 человек, а годовой доход находится в пределах 120 млн рублей.

Чтобы определить принадлежность субъекта и применить к малому предприятию критерии отнесения 2018:

  • выручка подсчитывается с учетом размера внереализационных поступлений, но без включения в итоговый показатель величины НДС, расчетным периодом признается предшествующий год;
  • численность персонала определяется по среднесписочной величине с привязкой к прошлому году.

Как разделяются малые и средние предприятия? Критерии 2018 года предписывают субъектам среднего бизнеса придерживаться следующих условий:

  • среднесписочное значение численности наемного персонала должно находиться в диапазоне 101-250 человек;
  • доходы могут достигать уровня 2 млрд рублей.

Проверки

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любому контролирующиему органу допускается проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 01.01.2016 до 31.12.2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ №246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ №246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ, он опубликован на официальном портале правовой документации. Но надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Следовательно, от проверок этих ведомств субъект МСП не освобождается.

Кроме того, нет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • фармацевтические компании;
  • перевозчики;
  • и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Льготы для МСП в 2020 году

Попадающие под перечисленные критерии предприятия малого бизнеса в 2020 пользуются определенными льготами:

  • они вправе не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъектам малого бизнеса разрешено держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать приказ. Приказ разрешается оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право;
  • могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ №402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия вправе даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

ВАЖНО!
Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное);
  • вправе обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество;
  • субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 №158);
  • имеют преференции в системе госзакупок;
  • микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т. д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена постановлением правительства от 27.08.2016 №585. Но при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев обязан восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Основные критерии, соблюдение которых позволяет отнести организацию или предпринимателя к субъектам малого или среднего
предпринимательства, закреплены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ.
В этих целях учитываются:

  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год;
  • объем выручки от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (постановление Правительства РФ
    от 04.04.2016 № 265);
  • структура уставного или складочного капитала (для организаций).

Требования к среднесписочной численности работников и объемам дохода для малых, средних и микропредприятий различны

Требования к структуре их уставного (складочного) капитала едины для всех (обратите внимание на разницу в требованиях для
хозяйственных обществ/товариществ/партнерств и для акционерных обществ)

Размер доходов от предпринимательской деятельности определяется по правилам НК РФ и включает в себя (см. письмо Минфина
России от 30.01.2018 № 03-11-06/2/4870):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав
    (ст. 249 НК РФ);
  • внереализационные доходы
    (ст. 250 НК РФ).

Для отнесения к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства предприятие должно соответствовать
следующим требованиям:

 Среднесписочная численность работниковОбъем доходаСтруктура уставного (складочного) капитала
Для хозяйственных обществ, товариществ, партнерствДля акционерных обществ
Микропредприятиене более 15 человек120 млн рублейНе более 25 % капитала принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % капитала принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Не более 25 % голосующих акций принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % голосующих акций принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Размер суммарной доли участия иностранных организаций не ограничен, если они не являются офшорными и соответствуют
критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства (среднесписочная численность и доходы).

Малое предприятиене более 100 человек800 млн рублей
Среднее предприятиене более 250 человек2 млрд рублей

Ограничения по доле участия в уставном (складочном) капитале не распространяются на:

  • организации, акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  • организации, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные
    модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)),
    исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) бюджетных или автономных научных учреждений или
    образовательных организаций высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным
    законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном
    центре «Сколково»;
  • хозяйственные общества и партнерства, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в
    утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной
    деятельности в формах, установленных Федеральным законом от
    23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • ООО, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения
    (территориальные подразделения), кроме того, в таких ООО за предшествующий календарный год среднесписочная численность
    инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда –
    не менее 25 %.

Плюс 200 млрд

Расширение перечня малых и средних предприятий потребует от российского бюджета более 200 млрд рублей дополнительной поддержки, оценил управляющий директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Дмитрий Орехов. Он констатировал, что официально объявленных объемов помощи будет недостаточно для сохранения рабочих мест и потенциала роста предприятий МСП.

Увеличение планки отнесения фирм к малым и средним не только облегчит компаниям прохождение кризиса, но и поможет выполнить задачи нацпроекта МСП, добавил эксперт. В частности, проект предусматривает увеличение доли таких предприятий в российском ВВП с 20% до 32,5%, а количества занятых — с 15 млн до 25 млн человек к 2024 году.

В условиях, когда многие фирмы находятся под угрозой банкротства, число предприятий, которые могут воспользоваться поддержкой, необходимо увеличивать, согласился аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Сделать это можно, либо изменив критерии для МСП, либо усилив антикризисную программу беспроцентного кредитования бизнеса, полагает эксперт.

Расширение критериев для малых и средних компаний видится сегодня целесообразным, отметил инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Однако реальную эффективность этой меры определит то, насколько простым будет процесс получения льгот и субсидий при обращении со стороны бизнеса, а также на какие совокупные объемы такой поддержки смогут пойти власти, резюмировал он.

Список преимуществ отнесения фирмы к МСП:

  • Надзорные 3-летние каникулы – субъекты МСП не должны подвергаться проверкам планового общего типа госорганов. Но такое послабление действует только в том случае, когда фирма не привлекалась к различным правонарушениям за указанный период.
  • Отсутствие кассового лимита – фирмы, относящиеся к МСП, вправе работать без утверждения руководителем лимита налички в кассе. При желании компании могут работать и с лимитом.
  • Упрощенный бухучет – методика упрощенного учета включает в себя составление также и упрощенной финотчетности.
  • Региональные налоговые льготы – органы власти большинства регионов предусматривают пониженные ставки для субъектов МСП. К примеру, это касается налога с имущества, исчисляемого из кадастровой стоимости. Нюансы налогообложения уточняются в нормативных актах субъектов РФ.

Льготы малым предприятиям

Выделение их в отдельную категорию преследует цель создать комфортные условия для малого бизнеса, его развития. На сегодняшний день действуют льготы, закрепленные целым рядом законодательных и нормативных актов:

  1. Право вести бухучет по упрощенной форме и льготы по статотчетности. Разработаны специальные бланки отчетности, без излишней детализации сведений, специально для малых предприятий. Обязанностью такой упрощенный учет не является, МП может применять и общеустановленный учетный порядок. В органы статистики отчитываться МП обязано раз в 5 лет, кроме попавших в статистическую выборку.
  2. Лимит кассы можно не устанавливать.
  3. Для «упрощенцев» во многих регионах законодательно закреплены пониженные ставки налога, имеются льготы по транспортному и налогу на имущество.
  4. При проведении госзакупок, согласно ФЗ-44, малые предприятия имеют льготы. Заказчики обязаны производить закупки у них не ниже 15% годового объема.

Кроме того, в отношении малых предприятий в настоящее время «заморожены» проверки со стороны Миграционной службы, Пожарнадзора, Технадзора, Трудиспекции. Таково общее правило.

Однако существует значительный список исключений из него. С проверкой могут прийти, если:

  • она касается валютного, таможенного законодательства;
  • относится к лицензируемой деятельности;
  • юрлицо или предприниматель привлекался к ответственности за нарушения административного характера, был дисквалифицирован или у него приостанавливалась лицензия;
  • МП работает в сфере, предполагающей установление классов опасности (риска).

Кроме того, из зоны проверок не уходит социальная, образовательная сфера, здравоохранение, энергетика. В плановом режиме проверяются сферы деятельности, связанные с гостайной, атомной энергией, радиационной безопасностью и т.п. Не освобождены от внешних проверок аудиторы.

Тезисно

  1. Критериями малых предприятий, как и иных, входящих в сферу малого и среднего бизнеса, являются: численность (не более 100 среднесписочно), доход (не более 800 млн руб. за календарный год) и доля юрлиц в УК компании. Не более 1⁄4 должно принадлежать государству и его образованиям, субъектам, общественным организациям, БФ.
  2. Иностранные организации ограничены долей в 49%, если сами не относятся к МСП. Если критерии численности и дохода ими соблюдены и они не работают в оффшорах, ограничение снимается.
  3. Доход считается по правилам налогового учета. Компания вносится в реестр МСП и может пользоваться рядом льгот. Среди них: право вести упрощенный бухгалтерский учет, отчитываться в статистические органы раз в несколько лет, пользоваться надзорными каникулами. Последнее правило действует, если малое предприятие не осуществляет особо контролируемой государством деятельности, не привлекалось как нарушитель, не приостанавливалась его деятельность, не было лишения или приостановления лицензии.

Малые и средние предприятия критерии 2018

Следует сказать сразу, что до 2016 году действовали одни правила отнесения компаний к малым и средним, а вот в 2018 году действуют немного другие. Связано это с принятыми к ФЗ 209 поправками. И связаны такие поправки с тем, что ранее главным критерием и, пожалуй, единственным был размер выручки от реализации товаров или услуг. По 209 ФЗ критерии отнесения к малым предприятиям другие, и включают они в себя три главных составляющих.

Составляющие, по которым происходит оценка предприятий:

  • Это численность персонала, который работает на предприятии;
  • Размер общего дохода от предпринимательской деятельности, то есть оценивается не просто выручка от реализации, но доход от всех направлений деятельности: от операционной, инвестиционной и финансовой;
  • Распределение частей уставного капитала между акционерами и собственниками.

Также важно знать, что малый бизнес распределяется на две категории: на микропредприятие и на предприятие малого бизнеса. В зависимости от численности и величины дохода компания может попасть в тот или иной сегмент

Итак, что изменилось? Ничего не изменилось в таком направлении как численность работников. Как было установлено, что на микропредприятии должно работать не более 15 человек, так и осталось. Что касается малого предпринимательства, то здесь разрешается трудоустраивать до 100 лиц.

Но вот в других вопросах изменения произошли. Например, размер общего дохода от предпринимательской деятельности не должен превышать на микропредприятии 120 миллионов рублей (ранее такой размер составлял 60 миллионов рублей), а на малом предприятии не более 800 миллионов рублей (ранее было 400 миллионов рублей)

Кстати, обращаем ваше внимание, что общий размер дохода учитывается без НДС, а не с его размером

Особое внимание хочется обратить на уставный капитал предприятий, претендующих на малый бизнес. Так вот, есть предельная величина удельного веса уставного капитала, которым могут владеть не предприятия малого или среднего бизнеса

Так ранее позволялось, чтобы до 29 % капитала принадлежало крупному бизнесу. Ввиду изменений теперь доля в уставном капитале компаний, которые не являются малыми ли средними, может достигать до 49 %. Если этот показатель будет превышен, например, 50%, то компания не сможет стать малым. Критерии малого предприятия 2018 таблица представлена далее.

Тип предпринимательства

Критерий отнесения к малым предприятиям 2018 год

Численность сотрудников, чел.

Уставная доля в капитале не малых, и не средних предприятий,%

Размер дохода, млн.

Микропредприятие

15

49

120

Малое предпринимательство

100

49

800

Не все знают, но помимо малого и крупного бизнеса, есть еще и средний бизнес. И для того, чтобы иметь такой статус также необходимо соответствовать определенным критериям. Так на таком предприятии должно работать не более 250 человек. А вот касательно общего размера дохода от осуществляемой деятельности, то он не должен превышать двух миллиардов рублей. Доля уставного капитала также не должна превышать 49% сохраняется.

Рассматривая предприятия малого и среднего бизнеса, критерии 2018, то есть исключения из правил. При этом такие исключения касаются именно доли уставного капитала. Так ограничение в 49% не распространяются на такие компании:

  • Предприятия, работающие в направлении инновационного развития и имеющие государственную поддержку;
  • Предприятия, которые включены в такой сегмент экономики как высокоинновационный;
  • Юридические лица, являющиеся участниками проекта «Сколково»;
  • Любые компании государственного значения, которые в своей работе используют достижения сотрудников (научные институты, объединения и т.д.)

Плюсы и минусы

Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:

  • в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;
  • в форме консультаций, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, либо в виде компенсации затрат по оплате консультаций;
  • в форме содействия для организаций отдельных отраслей в получении патентов и лицензий, в создании условий для подготовки кадров определенной квалификации и т. д.

У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.

Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:

  • делают фирму более мобильной, то есть компания может переехать без серьезного ущерба по иному адресу или быстро перестроить свою деятельность;
  • позволяют оперативно принимать нужные управленческие решения без ожидания сбора всех акционеров или совета директоров;
  • помогают контролю всех производственных процессов и осуществляемых финансовых потоков;
  • снижают объем документооборота и расходов по его обслуживанию и т. д.

Однако есть и свои недостатки, в частности:

  • как правило, для таких предприятий предусматривается более высокий процент и более строгие условия кредитования;
  • очень часто им даже отказывают в займах;
  • они не всегда получают равный с крупными и даже средними компаниями доступ к участию в тендерах;
  • они не всегда могут обеспечить себя нужным объемом оборотных активов.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий