Оскорбление чувств верующих

Что является оскорблением чувств

В законодательстве нет прямого определения оскорбления чувств верующих. Однако эта формулировка употребляется в ст. 148 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). Данная статья посвящена нарушениям права на свободу совести и вероисповедания. Ее первый пункт определяет наказание за оскорбление чувств верующих, совершенное публично и имеющее непосредственной целью уничижение религии.

Эти положения появились в российском законодательстве относительно недавно – в 2013 году. Толчком к принятию послужило громкое дело группы «Пусси Райт» и было связано с затруднением квалификации их правонарушения в суде. Раздел 148 содержит 4 пункта, за которые предусматривается уголовная ответственность различной тяжести:

  1. Публичные деяния, совершенные с целью оскорбления религии.
  2. Такие деяния, совершенные в местах, предназначенных для богослужебных обрядов и культов;
  3. Препятствия проведению богослужений и других обрядов и деятельности религиозных организаций в целом;
  4. Вышеперечисленные действия, сочетаемые с насилием, угрозой его применения или с использованием служебного положения.

Изначально данный раздел состоял только из двух последних тезисов. Первые два пункта были добавлены в 2013 году и перешли из Кодекса административных правонарушений  РФ (далее – КоАП РФ).

Оскорбление выражается в уничижении и высмеивании религиозных догм, религиозной идеологии, святых и пророков данной религии, ценностей и образа жизни верующих людей и т.д. Некоторые правоведы сомневаются в объективности формулировки «оскорбление чувств», однако ясно, что под чувствами верующих законодатель подразумевает ценностный уклад той или иной религии, который почитается ее приверженцами.

Законодатель защищает все общественно признанные религии, не только христианство, но и мусульманство, буддизм, иудаизм и т.д. Однако под защиту данной статьи попадают лишь официально зарегистрированные религиозные организации. Таким признаются объединения верующих, имеющие свое наименование и ведущие деятельность не менее 10 лет.

Обратите внимание, что экстремистские организации не подлежат подобной законодательной защите.

Уголовный и административный состав

Помимо УК РФ, в отношении нарушения прав верующих действуют также положения административного кодекса. Они закреплены в ст. 5.26 КоАП, где определены карательные меры за следующие правонарушения:

  1. Нарушения законных прав и свобод человека при осуществлении религиозной деятельности (воспрепятствование вступлению и выходу из различных групп).
  2. Осквернение и порча имущества организаций и любой религиозной символики.
  3. Религиозная деятельность без указания наименования организации или с его искажением.
  4. Миссионерская деятельность, сопряженная с нарушением закона.

Если раздел 148 УК РФ подразумевает нематериальное воздействие – уничижение религии, то административный  состав включает физическое воздействие на предметы богослужебной атрибутики. На практике в судах данный раздел КоАП в основном применяется при незначительности действий правонарушителя. Некоторые правоведы видят противоречие в том, что при порче имущества предусмотрено смягченная административная мера ответственности, а при нанесении оскорбления – уголовная. В основном же положения КоАП выполняют резервную роль.

Смежные составы

В УК РФ есть также и похожие составы преступления, где мотив связан с неуважением к вере. К таковым относится ст. 213, п.1, пп. б – хулиганство, мотивированное религиозной враждой. Похожее описание дано и в ст.214, п.2 – вандализм, то есть порча имущества, совершенная по религиозным мотивам. Основное отличие ст. 148 УК от смежных составов – цель преступления направлена непосредственно на оскорбление чувств верующих, а действие выражается в менее разрушительной форме, нежели хулиганство или вандализм.

Также в Кодексе есть ст. 282 – разжигание ненависти по религиозным мотивам. Этот раздел описывает более опасный состав преступления, относящийся к экстремизму.

Изменения в законодательстве

До 1997 года в РФ действовала редакция Уголовного кодекса, в которой за преступления религиозной направленности предусматривалось лишение свободы.

По ст. 143 данного документа нарушителям установленных норм грозили выплата штрафа, лишение свободы (до 3 лет).

Нарушением считались любые действия, которые препятствовали верующим людям выражать их взгляды, придерживаться выбранной конфессии: насильственные действия, угрозы, порча имущества граждан и общественных религиозных организаций и т.д.

Если противоправные действия выражались исключительно в оскорблениях, носящих публичный характер и осуществляемых с привлечением средств массовой информации, то срок заключения сокращался до 1 года, до выплаты соразмерного штрафа.

С 1997 года по 2013 год преступления религиозного характера относились к административным правонарушениям и рассматривались соответствующей статьей кодекса, действующей и в настоящий момент.

В этот период любые противоправные поступки, препятствующие людям свободно проявлять свои религиозные убеждения, выбирать вероисповедание, вступать в организации влекли за собой наложение штрафа на виновных лиц.

Также, штрафы предусматривались за публичное осквернение, порчу, уничтожение предметов религиозного направления (эмблем, символов).

Поправки 2013 года, касающиеся данного вопроса:

  • наступление уголовной ответственности;
  • увеличение административных штрафов.

Что именно предлагает СПЧ

Совет по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) подготовил проект предложений по изменению антиэкстремистского законодательства. Правозащитники предлагают вывести из Уголовного кодекса часть 1 статьи 148 («Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих») и дополнить Кодекс об административных правонарушениях ​отягощенным составом оскорбления. Совет отмечает «правовую неопределенность» терминов «религиозные взгляды» и «верующие» — из законодательства непонятно, можно ли распространять их на атеистические взгляды и, если нет, является ли это дискриминацией атеистов.

О том, что понятия «чувства» и «оскорбление» нельзя измерить, говорили многие эксперты и правозащитники. По словам члена Московской Хельсинкской группы, бывшего председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Валерия Борщёва, такие формулировки позволяют трактовать публикацию картинок, мемов или публичные действия как уголовное преступление.

— Эти неопределенности в Уголовном кодексе позволяют посадить людей по совершенно надуманным основаниям. Цель происходящего, на мой взгляд, одна: сделать общество покорным, согласным и безгласным, — сказал Борщёв «7×7». 

Что делать при оскорблении верующих?

При любых оскорбительных действиях за помощью нужно обращаться в полицию. Это может быть как письменное обращение (заявление), так и вызов наряда для урегулирования действующего конфликта. Следующие две инстанции, куда могут обратиться пострадавшие – прокуратура и суд.

В прокуратуру подаётся просьба о привлечении нарушителя или нарушителей к административной ответственности. Просьба подаётся в произвольной форме на имя прокурора, в котором указываются все обстоятельства дела и суть просьбы. Прокуратура перенаправит дело для рассмотрения в суд. По решению суда будет выбрана мера пресечения.

Не существует готового шаблона для подачи иска об оскорблении верующих, он составляется в произвольной форме. В нём должны быть отображены следующие сведения:

  • Наименование суда.
  • Данные истца.
  • Все известные данные на ответчика.
  • Суть иска, т. е. смысл оскорбления, желательно дословный.
  • Список потерпевших и свидетелей.
  • Дату составления и подписи истца и заинтересованных лиц, если составляется коллективный иск.

К иску прикладываются следующие документы:

  • Квитанция об оплате пошлины. В соответствии с 6 пунктом статьиб           333.19 Налогового Кодекса по неимущественным искам пошлина для организаций составляет 4,5 тыс. руб., для граждан – 300 руб.*
  • Показания потерпевших и свидетелей, если таковые имеются.
  • Иные документы, подтверждающие вину обвиняемого.

*Обратите внимание, что стоимость пошлины оплачивается за каждую из просьб, перечисленных в иске. К примеру, если в иске содержится 3 просьбы, то стоимость пошлины для организаций составит 13,5 тыс

руб., а для граждан – 900 руб.

Судебная практика: примеры оскорблений и 7 реальных дел

Практика показывает, что судьи довольно широко трактуют определения, чувств верующих и их оскорбление. Так, к деяниям, имеющим целью оскорбить чувства веры, могут быть отнесены не только физические действия, но также:

  • устные и/или письменные высказывания;
  • комментарии на виртуальных страницах, сайтах, аккаунтах в соцсетях;
  • перепосты различных записей, лайки.

Вот несколько примеров реальных дел по 148 статье УК РФ за оскорбление чувств верующих:

  1. Например, мировой судья Центрального района Сочи в августе 2017 года вынесла обвинительный приговор гражданину Виктору Ночевнову, на странице которого обнаружены карикатурные изображения Христа с нецензурными надписями и использованием нацистской символики. Суд счел подобные картинки оскорбительными, а их размещение связал с мотивом оскорбления чувств верующих людей. Решение – штраф 50000 руб.
  2. В 2016 в г. Ставрополе состоялся процесс по делу В. Краснова, который написал на своей странице: «Боха нет» и определил библию как сборник сказок. Суд начал заседание, однако вскоре закрыл дело по причине истечения установленных сроков подачи иска.
  3. В том же году в Оренбурге суд наложил штраф 35000 на преподавателя Сергея Лазарова. Причина – написанная им статья «Злой Христос», в которой последний был назван убийцей и тираном.
  4. В том же году в Кировской области осудили Р. Шайдуллина и К. Казанцева. Следствие утверждало, что они сделали чучело, прикрепили на него надпись оскорбительного содержания и подвесили на крест в публичном месте (в одной из деревень). Каждый из граждан в качестве наказания получил по 230 ч. исправ. работ.
  5. В том же году в Элисте суд осудил на 2 года условно С. Османова, который зашел в буддийский храм, ударил изваяние Будды и испражнился на него. Причем обвиняемый записал эти действия на видео и выложил их в сеть.
  6. В 2017 году в Екатеринбурге завершился довольно известный судебный процесс по делу «о ловле покемонов» в одном из местном храмов. Осужденный Соколовский играл в эту виртуальную игру, снабдив снятое видео комментарием, в котором назвал Иисуса «самым редким покемоном». Приговор – 3,5 года условно. Причина в том, что суд усмотрел в этих действиях не только оскорбление религиозных чувств, но также возбуждение ненависти.

Видео комментарий по результатам судебного процесса

  1. Годом ранее тот же суд в Екатеринбурге попытался обвинить в аналогичном деянии Антона Симакова, который назвал себя магистром магии древнего культа вуду. По мнению суда суть преступления состояла в том, что у себя на работе гражданин совершил некий магический обряд, который должен «повлиять на власти Украины». В результате Симаков был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение.

Таким образом, судебная практика по данной статье отличается разнообразием. Сама статья 148 неоднократно подвергается критике в юридическом сообществе, поскольку ее формулировка допускает многозначные толкования и не определяет объективную сторону достаточно четко. Однако позиция судов часто склоняется в сторону обвинительных приговоров.

Судебная практика

Примеры из судебной практики:

  1. Находясь в буддийском храме в республике Калмыкии, выходец из Дагестана Османов С. демонстративно помочился на пол и ударил ногой статую Будды. Свой поступок нарушитель снял на видео и выложил в интернет. Подобные действия оценивались по ст. 148 (оскорбление публичным способом чувств верующих), по ст. 282 (возбуждение ненависти, вражды).

    Мера пресечения, назначенная нарушителю — лишение свободы условно. Срок заключения — 2 года.

  2. Краснов В. в публичной переписке в сети «ВКонтакте» отрицал существование Бога, называл Библию набором сказок. Судебный процесс, включающий проведение психиатрической экспертизы, независимой экспертизы подсудимого, завершился безрезультатно. Уголовное преследование было прекращено из-за окончания сроков давности.

    Данное дело, вызвавшее большой общественный резонанс, лишний раз подтвердило несовершенство законодательства в вопросе защиты прав верующих и неверующих граждан. Суд так и не смог прийти к решению, является ли публичное отрицание существование Бога правонарушением.

  3. К. Казанцев, Р. Шайдуллин сделали соломенное чучело, привязали к кресту, являющемуся поклонным. Осужденные добавили надписи, оскорбляющие христианскую веру. Поскольку действия нарушителей носили публичный характер, совершались в месте, имеющем особое значение для верующих, наказание выносилось на основании статьи 148 УК. Мера пресечения — обязательные работы (230 часов).

Таким образом, оскорбление верующих может привести к наступлению административной, уголовной ответственности.

Нередко возникает сложность при квалификации подобного рода деяний ввиду отсутствия явного состава преступления.

Что грозит за оскорбление чувств верующих:

Поделиться с друзьями:

Комментарии:

Оценка действий правонарушителей

Существует большое количество споров относительно правомерности назначения административных, уголовных наказаний людям, выражающим свое пренебрежение к религии.

Ряд специалистов придерживается мнения о том, что свобода выбора и свобода слова должны распространяться не только на верующих граждан, но и на неверующих.

С этой точки зрения лица, выступающие против какой-либо религии, имеют право на выражение своей позиции, в том числе путем публичных выступлений.

Данное обстоятельство приводит к тому, что большое количество судебных процессов об оскорблении чувств верующих затягиваются ввиду сложности определения состава преступления.

Не всегда суд может вынести объективное решение о том, являлись ли конкретные действия подсудимого противозаконными.

Наказуемы следующие деяния:

  • публичное осквернение предметов, имеющих религиозное значение;
  • препятствие выбору веры, выбору религиозной организации, участию в обрядах;
  • публичное оскорбление веры (картинки, видео, высказывания);
  • препятствие деятельности организаций;
  • препятствие проведению обрядов, церемоний.

Отдельную сложность для суда представляет оценка высказываний, задевающих чувства верующих.

Законодательством не предусмотрено, какой конкретно характер высказываний является недопустимым.

Боле того, свобода выбора вероисповедания, свобода слова предусматривают определенные права граждан на выражение ими своих религиозных взглядов.

Так, отрицание религии может рассматриваться как проявление атеизма или свободы вероисповедания, на которые гражданин имеет право.

Но высказывания, содержащие негативные замечания в адрес конкретной религии, высмеивание символов и ритуалов, имеющих значение для верующих, уже могут расцениваться как оскорбительные.

ПАСЕ

Парламентская ассамблея Совета Европы в Страсбурге 29 июня 2007 года приняла рекомендацию 1805 (2007) по вопросу кощунства, религиозных оскорблений и разжигания ненависти на основе религиозных различий. В рекомендации изложены предложения для государств-членов Совета Европы с учётом статей 10 (свобода слова) и 9 (свобода мысли и религии) Европейской конвенции о защите прав человека. Ассамблея постановила, что кощунство не должно быть уголовным преступлением.

Вместо кощунства — или в дополнение к нему — в некоторых европейских странах существует понятие «оскорбление религии», которое запрещено в Андорре, Германии, Греции, Испании, Италии, на Кипре, в Литве, Польше, Португалии, России, Словакии, Турции, Украине, Финляндии, Хорватии, Чехии и Швейцарии.

23 октября 2008 года Венецианская комиссия, рекомендательный орган Совета по конституционным вопросам, выпустила отчёт по вопросам кощунства. Среди выводов отчёта содержатся утверждения: «включение религиозных оскорблений в число правонарушений не является необходимым или желаемым» и «кощунство должно быть исключено из числа правонарушений».

Общая информация

В УК России не отыскать статьи с заголовком об оскорблении чувств верующих. Это внутренняя формулировка, которая содержится в 148-й статье.

Этот видеосюжет рассказывает о проблемах взаимоотношений религии и общества в современной России:

Понятие и виды

В законе об оскорблении чувств верующих (читать текст) речь идёт не абсолютно обо всех чувствах верующих. Лишь о тех, которые имеют отношение к их вероисповеданию, принадлежности к какой-либо религии.

Что именно можно счесть оскорблением религиозных чувств? Вот некоторые примеры:

  • неуважение к религиозным канонам, догмам, например, их высмеивание;
  • то же, но уже в отношении человека в свете его приверженности какой-либо религии.

Оскорбления такого рода совершаются в различных формах.

Состав преступления может содержаться и в различных действиях. Человек намеренно, прилюдно уничтожил какой-либо религиозный атрибут, осквернил его? Обвинение будет соответствующим.

У противников нормы часто возникает вопрос: а что, собственно, считать чувствами верующих? В общем смысле под это определение подпадает благоговение перед святыми предметами, местами, деяниями, а также канонами исповедуемой религии.

Уголовно-правовая характеристика

Объектом злодеяния, которому посвящена 148-я статья УК, являются религиозные мировоззрения. Конфессия при этом не важна. Однако религиозное сообщество должно быть надлежаще зарегистрированным, без противоречащей российским законам деятельности.

Намеренные, заведомо оскорбительные действия слагаются в объективную сторону преступления. Ответственность наступает с шестнадцати лет, как и всегда, при условии вменяемости субъекта. Умысел может быть исключительно прямым, любое действие должно иметь цель именно оскорбить религиозные чувства.

Квалифицирующие признаки

148-я статья УК РФ об оскорблении чувств верующих содержит четыре части. По тексту можно выделить два способа нарушения прав людей в области свободы совести и вероисповедания.

  • В первом случае речь идёт о любых публичных действиях, которые выражают отсутствие уважения к присутствующим и одновременно оскорбляют их религиозные чувства. Квалифицирующим признаком такого злодеяния вторая часть 148-й статьи называет злодеяние в священных для приверженцев религии местах.
  • Во втором случае преступлением признаются действия, которые мешают религиозной деятельности, в частности, обрядам, таинствам. Здесь квалифицирующих признаков два, они перечислены в четвёртой части статьи. Либо злодеяние совершено неким лицом на должности, либо сопряжено с насилием/угрозой насилия.

Отличия от смежных составов

Может возникнуть вопрос: религиозные мотивы в качестве квалифицирующих признаков присутствуют сразу в нескольких статьях УК. Например, о хулиганстве, вандализме, убийстве. Нужна ли ещё одна специализированная статья? Норма всё же представляется своевременной. Для объяснения можно привести такой пример.

Человек пребывает в помещении религиозного назначения, чтобы сосредоточиться на молитве, достичь просветления, исполнить некий ритуал. Однако некий злоумышленник просто стоит рядом и словесно порочит всё, что свято. Нет ни убийства, ни физического воздействия. Не осквернён ни один предмет, то есть о вандализме речи не идёт. А между тем приверженцу религии наносится глубочайшая душевная травма.

Вот случай, когда норма из 148-й статьи действительно необходима. Учитывая её относительную новизну, не исключаются какие-либо корректировки, разъяснения, однако в целом характер статьи понятен и теперь.

О том, «светит» ли срок или штраф за оскорбление чувств верующих, читайте ниже.

Как составить жалобу

Жалоба на неуважение к религии должна быть составлена в виде заявления в полицию по общим правилам, закрепленным в ст.141 УПК РФ. Заявление строится по следующей структуре:

  • В шапке указываются реквизиты органа, куда обращается заявитель (ФИО руководителя, должность, наименование отделения полиции), а также сведения о заявителе (ФИО, адрес проживания, телефон).
  • Описательная часть содержит рассказ о преступлении в хронологическом порядке, какие действия были совершены и кем. Данные преступника, если они известны, также необходимо указать. Следует придерживаться сдержанного стиля, без эмоциональных описаний и субъективных характеристик. Необходимо также указать в данной части лиц, которые были свидетелями преступления и их контактные данные.

Важно: необходимо в описании указать время и место совершения преступных действий.

  • Резолютивная часть содержит требования заявителя, например: привлечь ФИО к ответственности по ст. 148 за оскорбление моих религиозных чувств и нанесение морального вреда.
  • В конце следует абзац, что заявитель осведомлен об ответственности за ложный донос, указывается дата подачи жалобы и ставится подпись. Если прилагаются доказательства в виде фото- и видеодокументов, необходимо составить их опись.

Как подать жалобу

В большинстве случаев заявление в полицию подается в письменной форме, однако у потерпевшего есть право заявить о преступлении устно, соответственно положениям ст. 141 УПК РФ. В таком случае работник полиции составляет протокол со слов заявителя, а он должен ознакомиться с составленным документом и подписать его.

При личной подаче жалобы в правоохранительные органы следует взять уведомительный талон с реквизитами, под которыми заявление было зарегистрировано, чтобы впоследствии ознакомиться с результатами рассмотрения.

Также есть возможность направить заявление по почте (письмо желательно направлять с описью и уведомлением, так оно имеет юридическую силу). В некоторых отделениях МВД предусмотрена подача заявления через электронную форму на официальном сайте.

Примечания

  1. Priestly, Brenton (undated). Дата обращения 6 июля 2009.

  2.  (недоступная ссылка). — «(English)
    § 188 VILIFICATION OF RELIGIOUS TEACHINGS: Anyone who publicly disparages a person or thing that is the object of worship of a domestic church or religious society, or a doctrine, behavior is likely to attract legitimate offense shall be punished…». Дата обращения 14 января 2011.
  3.  (недоступная ссылка). AsiaMedia (18 мая 2006). Дата обращения 5 августа 2009.
  4. (1940). Дата обращения 14 ноября 2010.

  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 января 2013.
  6. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 января 2013.
  7. . Дата обращения 1 января 2013.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 января 2013.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 января 2013.
  10. Hebrew Wikisource
  11.  (недоступная ссылка). Vakil No1. Дата обращения 21 мая 2010.

  12.  (недоступная ссылка). Indonesia. en:United States Commission on International Religious Freedom (май 2009). Дата обращения 24 июня 2009.
  13. Al ‘Afghani, Mohamad Mova . en:The Jakarta Post (3 декабря 2007). Дата обращения 20 июня 2009.

  14. Samson, Elizabeth . Wall Street Journal Europe (10 сентября 2008). Дата обращения 26 июня 2009.
  15. Ma’ayeh, Suha  (недоступная ссылка). The National (United Arab Emirates) (30 мая 2008). Дата обращения 30 июня 2009.

  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения 6 июля 2009.

  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения 4 августа 2015.
  18. . U.S. State Department (8 ноября 2005). Дата обращения 25 июля 2009.

  19. . U.S. State Department (июль 2009). Дата обращения 31 августа 2009.

  20. . Chapter 77 (Laws of the Federation of Nigeria 1990). Nigeria. Дата обращения 2 августа 2009.

  21. . Nigeria. Дата обращения 2 августа 2009.

  22. . U.S. State Department (25 февраля 2008). Дата обращения 2 августа 2009.

  23. . Дата обращения 9 октября 2010. . (нид.)
  24.  (недоступная ссылка). From Straits Times’. AsiaMedia (8 февраля 2006). Дата обращения 28 августа 2009.

  25. ] . Дата обращения 9 октября 2010.


  26. Conger, George . Religious Intelligence (9 ноября 2008). Дата обращения 28 августа 2009.

  27.  (недоступная ссылка). Radio Netherlands Worldwide (1 ноября 2008). Дата обращения 28 августа 2009.
  28. Tamis, Theo  (недоступная ссылка). Radio Nederland Wereldomroep (9 апреля 2006). Дата обращения 28 августа 2009.


  29. . DutchNews.nl (28 мая 2009). Дата обращения 28 августа 2009.
  30. Ahmed, Akbar S.  (недоступная ссылка). The Washington Post (19 мая 2002). Дата обращения 28 июня 2009.
  31. United Nations Office of the High Commissioner for Human Rights . United Nations (8 октября 2008). Дата обращения 27 июня 2009.
  32. ↑  (недоступная ссылка). Pakistan. United States Commission on International Religious Freedom (май 2009). Дата обращения 24 июня 2009.
  33. Annual Report of the United States Commission on International Religious Freedom May 2009.
  34.  (недоступная ссылка). Дата обращения 6 сентября 2012.
  35. . Sudan Tribune (18 декабря 2007). Дата обращения 28 июля 2009.
  36.  (недоступная ссылка). Reporters Without Borders (12 мая 2005). Дата обращения 29 июля 2009.
  37. . One-click News (6 сентября 2006). Дата обращения 28 июля 2009.
  38. Mellais, Maritta  (недоступная ссылка). Popcornia Ja Politiikkaa (Undated). Дата обращения 7 сентября 2009.
  39. ↑  (недоступная ссылка). Tundra Tabloids (27 марта 2009). Дата обращения 1 сентября 2009.
  40. Milton, John. Chapter 17: Blasphemy // South African Criminal Law and Procedure: Common-law Crimes (англ.). — 3rd. — Cape Town: Juta, 1996. — P. 293—300. — ISBN 9780702137730.
  41. Burchell, Jonathan. Chapter 74: Blasphemy // Principles of Criminal Law (неопр.). — 3rd. — Cape Town: Juta, 2005. — С. 880—883. — ISBN 9780702165573.
  42. Smith, Nicholas. The crime of blasphemy and the protection of fundamental human rights (англ.) // South African Law Journal (англ.)русск. : journal. — 1999. — Vol. 116. — P. 162—173.
  43. de Vos, Pierre . Constitutionally Speaking (2 ноября 2012). Дата обращения 4 сентября 2012.
  44.  (недоступная ссылка). Дата обращения 24 мая 2019.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий