Перераспределение земельных участков в году

Порядок подписания соглашения

Чтобы составить документ и согласовать с соседями новые границы участка земли, следуйте такой пошаговой инструкции:

  1. Сначала согласуйте с соседями образование новых участков в более удобных границах и составьте описанное выше соглашение.
  2. Затем обратитесь в местную Администрацию и подайте заявление на проведение этой процедуры вместе с соглашением, документами на землю и паспортами каждой стороны либо их представителей, действующих на основании нотариально заверенных доверенностей.
  3. Дождитесь ответа представителей муниципалитета: они должны принять положительное или отрицательное решение в течение 30 календарных дней.
  4. Если решение отрицательное, обратитесь в суд. Если оно положительное, проведите геодезические работы на местности. Для этого на указанный адрес выезжает кадастровый инженер из лицензированной компании. Стоимость работ может составить от 5 до 20 тыс. руб. и иногда больше.
  5. В результате у заявителей на руках оказывается план перераспределения, который прикладывается к одноименному соглашению и разрешению, ранее полученному от Администрации. Вместе с этими бумагами, а также документами на землю заявители обращаются в местное отделение Росреестра или МФЦ, чтобы зарегистрировать право собственности на новые земли.
  6. В течение 5-10 рабочих дней проходит регистрация, после чего собственники получают новые выписки из ЕГРН и новые кадастровые паспорта.

Особенности процедуры

К сожалению, воспользоваться процедурой перераспределения вправе не все желающие. В частности, такая процедура невозможна, если объекты недвижимости пребывают в государственной либо муниципальной собственности.

Исключением является:

  • Застраиваемые территории, в отношении которых властью было принято решение об их дальнейшем развитии, ввиду чего возникла необходимость в инициации перераспределения;
  • Земельные участки, изменение границ которых продиктовано намерением, связанным с размещением на них объектов капстроительства. В данном случае в качестве основания для осуществления указанных действий выступает соглашение, заключенное между властями (муниципальными, государственными) и непосредственно владельцами недвижимости.

Это считается нарушением принципа единства строений, находящихся на земле

Кроме того, важно знать, что в результате осуществления процедуры к новым участкам должен обеспечиваться доступ

В соответствии с 17-й статьей 137-го Федерального закона от 25 октября 2001 года о введении ЗК РФ, также является допустимым, когда в образовании новых земельных участков задействованы наделы, пребывающие в собственности власти, но не имеющие госрегистрации прав.

Почему это выгодно? Образование новых земельных участков на основе старых также возможно посредством объединения смежных территорий и последующего разделения на запрашиваемые по площади и форме наделы. Однако такие действия требуют не только более длительного периода времени для их осуществления, но и дополнительных финансовых затрат. Перераспределение, в свою очередь, позволяет выполнить всю процедуру в один шаг – и при этом существенно сэкономить.

Образец и правила составления соглашения

По состоянию на 2020 год процедура может быть проведена:

  1. В добровольном порядке – в этом случае все собственники или их представители подписывают соглашение о перераспределении земли.
  2. В судебном порядке – если соседи не могут достичь согласия, заинтересованная сторона обращается в суд, после чего перераспределение проводится принудительно на основании соответствующего решения.

В первом случае стороны составляют письменное соглашение о перераспределении земельного участка в произвольном виде. В документе необходимо отразить такую информацию:

  1. Дата и место составления соглашения.
  2. ФИО, паспортные и контактные данные каждой стороны – их может быть 2, 3 и более.
  3. Описание ситуации на момент подписания документа: какие существуют земельные участки, какая у них площадь, адрес и кадастровый номер (в этом пункте сошлитесь на номер выписки из ЕГРН о каждом участке).
  4. Суть соглашения – стороны договорились о том, что эти территории будут распределены.
  5. Последствия вступления договора в силу – образуются новые участки (указать аналогичные параметры).
  6. Указание о том, кому какой участок принадлежит с описанием таких же параметров.
  7. Приложения – кадастровые паспорта каждой территории и план образования новых участков.
  8. Подписи сторон с расшифровками (фамилия, инициалы).

Сколько стоит перераспределить землю

Увеличение площади земли, находящейся в частной собственности, за счет муниципальных земель осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления. В разных регионах местная власть по-разному подходит к вопросу начисления этой платы. Как правило, выкупная цена привязывается к кадастровой стоимости земли и доходит до 100 процентов последней.

Оплату за увеличение надела следует перечислить в течение срока, указанного в заключенном с местной администрацией соглашении.

Стоимость межевания в разных населенных пунктах тоже различается. На нее влияют такие факторы, как регион, категория земель, площадь, местоположение, форма надела и т. п.

В Москве и Московской области цена проведения этих работ составляет до 30 000 рублей. А в других субъектах вам сделают межевой план за гораздо меньшие деньги — такая услуга стоит около 5000 рублей или даже меньше. Частные фирмы самостоятельно устанавливают цены, ориентируясь на рынок спроса и предложения, поэтому даже в пределах одного муниципального образования стоимость работ по межеванию у разных исполнителей различается.

Кадастровые работы

Чтобы кадастровые работы состоялись, владелец земли должен обратиться либо к частному кадастровому инженеру, либо обратиться в специальную геодезическую фирму. Однако любая из организаций должна иметь документальное разрешение на проведение работ. В случае геодезической фирмы — это наличие лицензии на проведение межевых работ. Если же это кадастровый инженер, то он должен состоять в федеральном списке кадастровых работников на сайте Росреестра.

Если у каждого вновь образованного участка отсутствуют нарушения требований публичного и частного сервитутов, то Земельный департамент подтверждает проведенные изменения, которые были зафиксированы в Кадастровом плане. Не стоит исключать и того пункта правил, что требования к минимальным и максимальным размерам земельных участков должны быть соблюдены. Предъявление вещного права является обязательным пунктом при регистрации права собственности. Именно оно выступает в этом случае правоустанавливающим документом.

Стоимость перераспределения земельных участков

Перераспределение земель осуществляется на платной основе.

Общий размер финансовых затрат состоит из:

  • стоимости территории, которая присоединяется в результате перераспределения. Ее рассчитывают, исходя из вида собственности: государственная или частная. Если частная, то стоимость может быть определена по рыночным ценам. Если государственная, то исходя из кадастровой стоимости;
  • затрат на оплату услуг кадастрового инженера и проведение межевания вновь образуемых земельных наделов. Это могут быть суммы в пределах от 15 000 до 50 000 рублей;
  • государственной пошлины за проведение регистрации внесенных изменений в земельные участки, а также за выдачу соответствующих документов из ЕГРН. Так, за снятие участков с регистрации необходимо будет уплатить 2 000 рублей, за постановку вновь образованных участков на учет — также 2 000 рублей для физических лиц с каждого собственника участка, и 22 000 рублей, если в процессе перераспределения участвует юридическое лицо.

Когда необходимо

Перераспределение земельных наделов проводится в следующих случаях:

  • При необходимости проложить коммуникации по соседнему участку;
  • Для выдержки минимального допустимого расстояния от дома до границы надела;
  • При изменении границ соседних участков решением суда;
  • При необходимости раздела одного участка между несколькими собственниками;
  • Для увеличения площади одного надела за счёт соседнего;
  • Для устранения ломаных границ наделов или чересполосицы;
  • Для строительства жилья на границе смежных наделов, принадлежащих одному собственнику.

Если часть коммуникаций (водопровод, электричество) в силу особенности инженерных расчётов надлежит проложить по соседнему участку, то целесообразно осуществить перераспределение границ посредством выкупа части соседнего участка, где расположатся эти коммуникации.

Важно помнить, что расстояние от жилого дома до границы надела земли должно быть не меньше трёх метров, и если строительство уже начато слишком близко к границам, есть смысл передвинуть их. наследственного


наследственного

Если границы участка ломаные или имеют острые углы, а также в случае неравномерного разграничения с чередованием включений чужой собственности (чересполосица), то таким участком часто неудобно пользоваться, и перераспределение поможет сформировать более ровные границы.

Перераспределение также необходимо, когда собственник желает увеличить площадь своего участка за счёт присоединения неразделённой муниципальной земли (прирезка), или за счёт объединения двух собственных соседних наделов, ликвидировав их смежную границу.

Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка

Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:

  • муниципальная администрация — в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
  • областные и региональные власти — когда они является владельцами земли

Правительство РФ — если земля относится к государственной (федеральной) собственности.

Чтобы самостоятельно узнать конкретного правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:

обратиться к такому бесплатному источнику сведений, как Публичная кадастровая карта Росреестра, предоставляющей общедоступные сведения по размещённым на карте земельным участкам и объектам недвижимости.

  • обратиться непосредственно на официальный портал Росреестра и, используя на нём вкладки:
  • Получение сведений из ЕГРН
  • Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online,
  • выполнить заказ необходимых сведений.

Должно быть понятным, что обращение к официальному порталу Росреестра, позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.

Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.

Итак, с сутью процедуры перераспределения участков и подготовкой к проведению перераспределения разобрались. Но перед тем, как перейти к изучению особенностей Соглашения, нужно понять ситуацию с ценой предоставляемой земельная добавки.

Когда невозможно осуществить перераспределение

Поскольку процедура перераспределения земли подчиняется нормам образования участков, необходимо учитывать, что формировать участки можно только в строгом соответствии с градостроительным законодательством.

Препятствием для перераспределения могут стать следующие уникальные характеристики земельного участка.

  1. Площадь новых участков.

Дело в том, что город поделен на территориальные зоны, для каждой из которых определены органами местной власти максимальные и минимальные размеры образуемых участков для всех видов целевого использования земли, предусмотренного в этой зоне. Рассмотрим на конкретном примере. Предположим, в зоне жилой застройки наименьший размер участков, который может быть образован в данной градостроительной зоне, равен 300 кв. м. Участок после преобразования стал 270 кв. м, что меньше допустимого минимального размера, следовательно, образование участка площадью 270 кв. м невозможно. Если наименьший размер не нормируется, то можно образовывать участки и в 100 кв. м, и в 1000 кв. м.

Примечание. В некоторых зонах существует ограничение по максимальному размеру участков.

Поэтому, прежде чем задумываться о перераспределении наделов, следует ознакомиться с выпиской из правил землепользования и застройки (ПЗиЗ) — запрашивается в МФЦ.

  1. Вид разрешенного использования (ВРИ).

В пределах градостроительной зоны установлен перечень основных ВРИ земельных участков, согласно которому их можно образовывать. Поскольку при перераспределении происходит образование самостоятельных участков, нужно выбрать целевое назначение земли согласно вышеуказанному перечню. Может оказаться, что необходимого ВРИ нет в этом списке.

Если желаемое целевое назначение предусмотрено не в основных, а в условно разрешенных видах использования участков – то тогда через публичные слушания с разрешения администрации возможно установить необходимое назначение преобразуемым участкам.

Например, застройщик планирует строить многоквартирные дома в зоне, где в основных разрешаемых видах могут располагаться участки под индивидуальные жилые дома, блокированную застройку, общественное питание и др., но многоэтажная застройка не предусмотрена правилами градостроительного зонирования. Если такой ВРИ допускается в условно разрешенном списке, то застройщик вправе организовать публичные слушания для получения разрешения на возведение многоэтажек. Если и в условном списке отсутствует требуемый вид использования земли, значит, нельзя организовывать строительство высоток в данном районе.

Бывает, что люди десятки лет используют участок под ИЖС, однако в актуальной выписке из ПЗиЗ вид «ИЖС» можно установить формируемым участкам только через публичные слушания.

Информация о ВРИ приведена в выписке из ПЗиЗ, доступной по запросу любых лиц.

Схема перераспределения

Любое перераспределение земли предполагает прекращение существования старых и появление новых территорий за счет изменения прежних границ.

В результате перераспределения новый участок становится больше за счет прирезки части другой земли, которая может принадлежать как муниципалитету, так и частному лицу (соседу) или ИП, коммерческой компании. Процедура состоит из 2 процессов, которые по сути проводятся одновременно:

  1. Раздел прежнего участка.
  2. Увеличение площади соседней территории за счет этого раздела.

Схематично это можно представить так, как показано на рисунках.

На практике процедура проводится по разным причинам:

  1. Коррекция неудобных, «кривых» границ, которые затрудняют установку забора, коммуникаций, сооружений и т.п.
  2. Перенос границ в связи с реализацией федеральных или региональных программ (строительство дорог, мостов, проведение коммуникаций и т.п.).
  3. Распределение границ для предоставления свободного доступа на свою территорию каждому соседу.
  4. Коррекция границ в связи с прокладкой линий коммуникации, строительством сооружений, монтажом забора и т.п.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление по форме.
  2. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя, либо копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (представляется подлинник документа либо копия с предъявлением подлинника).
  3. Копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН (представляется подлинник документа, либо копия с предъявлением подлинника).
  4. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная по форме и в соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 №762 (в случае если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков).
  5. Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (представляется подлинник документа, либо копия с предъявлением подлинника).
  6. Письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование земельных участков путем перераспределения исходных земельных участков, если такие земельные участки обременены правами указанных лиц (в свободной форме).
  7. Уведомление об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка или земельных участков, образованных в результате перераспределения (представляется после выполнения кадастровых работ и государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате перераспределения в соответствии с документами, подготовленными Комитетом для выполнения кадастровых работ, в случае если такие документы были направлены заявителю).

II. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе:

  1. Выписка из ЕГРН о правах на земельный участок, а также о правах на здания (сооружение, объект незавершенного строительства), расположенные на земельном участке.
  2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
  3. Выписки из ЕГРН о земельном участке (земельных участков), испрашиваемом (испрашиваемых) к перераспределению.
  4. Выписка из ЕГРН о земельном участке или земельных участках, образованных в результате перераспределения (представляется после выполнения кадастровых работ и государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате перераспределения в соответствии с документами, подготовленными Комитетом для выполнения кадастровых работ, в случае, если такие документы были направлены заявителю.

III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (доверенность, договор, указание закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления).

Основание для отказа в приеме документов — отказ заявителя от подачи документов.

Основания для возврата заявления:

  1. Заявление не соответствует требованиям пункта 2 статьи 39.29 ЗК РФ, а именно если в заявлении не указаны:
  • фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
  • наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ, идентификационный номер налогоплательщика,
  • за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
  • реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
  • почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Заявление не соответствует требованиям пункта 3 статьи 39.29 ЗК РФ, а именно к заявлению не приложены необходимые документы.

Соглашение о перераспределении земельных участков

Оформление соглашения требует оформления в письменном виде. В качестве субъектов данной процедуры выступает компетентный в земельных правоотношениях орган и заявитель.

Процедура перераспределения земель, принадлежащих муниципалитету либо частным собственникам, осуществляется согласно межеванию. Иногда землевладельцем и заинтересованным лицом является один и тот же субъект. В таком случае принятие решения возлагается на уполномоченный орган.

Содержание соглашения о перераспределении подразумевает указание таких сведений:

  • личной информации в отношении собственников соответствующих землевладений;
  • подробного описания перераспределяемой недвижимости;
  • обоснования необходимости перераспределения территорий.

В качестве основания для проведения регистрации Земельной палатой созданных землевладений выступает подписанный сторонами процедуры договор, а также выдел соответствующих территорий. Землевладения, которые не прошли процедуру регистрации в органах Росреестра, не относятся к кадастровым, и, соответственно, не могут эксплуатироваться в соответствии с назначением.

Классификация перераспределения земель

Сегодня законодатель предусматривает такие типы возможной смены земельных границ, которые определяются исходя из их владельцев:

при перераспределении участков, собственниками которых являются граждане и организации. В подобных обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специального соглашения о перераспределении земель между их владельцами. В это же время государственными органами подготавливается соответствующая разрешительная документация;
перераспределение касается только землевладений, находящихся в собственности муниципалитета. Такое возможно в случаях, когда государственные земли переходят от одного ведомства к другому;
корректировка границ двух соседних землевладений, когда одним из них владеет частное лицо, а второй является собственностью государства. Этот момент четко регулируется законодателем, предусматривающим возможность проведения необходимых межевальных работ

Также важное значение несет назначение муниципальных земель и вид целевого использования земли владельца.

Что это такое

Чтобы легально присоединить дополнительную территорию к своему участку, следует обратиться к ст. 11.7 ЗК РФ. Исходя из смысла данного нормативно-правового акта, граждане вправе изменить границы и конфигурацию своего участка, за счет земли, находящийся в собственности государства или муниципалитета. Фактически процедура перераспределения земли подразумевает под собой совокупность кадастровых работ, позволяющих скорректировать границы смежных участков.

При этом в силу ст. 11.7 ЗК РФ, образуются новые наделы, а исходные перестают существовать. Если территория принадлежала частному землевладельцу, то после прохождения процедуры перераспределения, соответствующие правомочия возникают согласно соглашениям, достигнутым между собственниками.

С помощью данной процедуры землю можно не только увеличить, но и уменьшить, отдав участок или его часть другому лицу.

Чаще всего необходимость перераспределения участка возникает, если нужно провести коммуникации, например водопровод, а также в соответствии с судебным решением или при разделе территории между несколькими гражданами. Кроме того, перераспределение целесообразно, если отступ от жилого дома составляет менее трех метров, следовательно, с помощью данной процедуры, границы участка можно передвинуть за счет смежной земли.

В силу ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земли, которая принадлежит государству или муниципальному округу, допускается в пределах застроенных территорий, если  было принято решение об их развитии и заключен соответствующий договор.

Плата за добавленную землю

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:

  • на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ),
  • в соответствии с порядком и правилами, установленными:
  • Правительством РФ — в случае принадлежности земли государству,
  • государственной власти субъекта РФ — когда добавляемый земельный участок является собственностью субъекта РФ,
  • органом местного самоуправления — когда добавляемый земельный участок находится в муниципальной собственности.

Непосредственно сам расчёт платы выполняет орган власти, а вот произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю, как понятно, обязан главный интересант (заявитель), причём в указанный в Соглашении срок.

Федеральные законы «О местном самоуправлении», Земельный кодекс РФ и целый ряд других предоставили муниципальным и региональным властям возможность регулирования размера платы за прирезки из своих земель к частным участкам. В этих целях во всех субъектах РФ и во всех муниципалитетах были подготовлены и утверждены порядки и правила расчёта платы, а на уровне Правительства РФ — порядок и правила а увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава государственной собственности используются следующие документы:

Постановление «Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности» ( № 1308 от 3 декабря 2014 г.)

Прилагаемый к Постановлению «Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности», устанавливающие порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков.

При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель субъекта РФ — установленные в них порядок и правила расчетов.

При определении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель, находящихся в муниципальной собственности, применяются установленные в них порядок и правила расчетов.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий