Список обстоятельств отягчающих административную ответственность

Другой комментарий к статье 4.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, признаки, отягчающие ответственность, зафиксированы в КоАП и не могут быть изменены (дополнены) законами субъектов Федерации или судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело (за исключением п. 6 ч. 1 данной статьи). К таким обстоятельствам относятся только действия (бездействие) нарушителя — физического или юридического лица, способные увеличить общественно опасные последствия проступка. Для административных проступков физического лица с отягчающими признаками характерна вина в форме прямого умысла, при этом выявляются признаки противоправного умышленного действия. Последнее представляет собой мотивированный, с точки зрения правонарушителя, акт, следствием которого может быть причинение ущерба пострадавшему (телесного (физического), морального вреда или имущественного ущерба) либо государству. Правонарушитель (чаще всего при физическом воздействии на пострадавшего) осознает, что его действия противоречат не только нормам морали, но и правовым предписаниям.

При мотивации своего действия правонарушитель исходит из ложного предположения о его полезности с точки зрения защиты личного либо общественного блага. Это может происходить при неознакомлении правонарушителя с действующими нормативно-правовыми актами, что, однако, не освобождает его от ответственности.

2. Усиливают общественную опасность групповые правонарушения, а также вовлечение в них несовершеннолетних.

Признаки группового правонарушения квалифицируются при совместном участии двух или более лиц в совершении умышленного административного проступка. Административная ответственность соучастников административного правонарушения определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении общественно опасного деяния. Комментируемая статья предусматривает квалифицирующие признаки обстоятельств, отягчающих ответственность, в зависимости от степени общественной опасности деяния организатора, исполнителя или иного соучастника административного правонарушения. В некоторых случаях различия в степени общественной опасности организатора и иных соучастников возможны на основе анализа косвенных признаков: например, действия по вовлечению несовершеннолетнего в правонарушение предполагают различную степень общественной опасности лица, организовавшего совершение несовершеннолетним проступка или руководившего его исполнением (организатора) либо склонившего несовершеннолетнего к совершению проступка (подстрекателя), и лица, непосредственно совершившего правонарушение или участвовавшего в совершении проступка (исполнителя).

3. По смыслу п. 5 ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайной ситуации (см. п. 1 комментария к ст. 20.6).

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи обстоятельства не могут быть учтены как отягчающие ответственность, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака проступка соответствующими нормами об ответственности за совершение административного правонарушения (см., например, комментарий к ст. 6.10). По смыслу данного предписания любой из шести признаков, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, уже определенный диспозицией правовой нормы КоАП, тем самым и предусматривает применение более суровых административных наказаний, и поэтому нет необходимости в квалификации этих признаков в качестве отягчающих ответственность обстоятельств. Последнее возможно лишь в тех случаях, когда в статье КоАП, определяющей соответствующее административное правонарушение, признак, отягчающий ответственность, не упомянут.

5. Применительно к налоговым правонарушениям НК предусматривает единственное обстоятельство, отягчающее ответственность за совершение правонарушения: согласно п. 2 ст. 112 НК обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В отличие от КоАП, определение размера штрафа — единственного вида налоговой санкции, установленного НК, — обусловлено квалификацией судом обстоятельства, отягчающего ответственность за совершение налогового правонарушения; согласно п. 4 ст. 114 НК наличие указанного обстоятельства влечет за собой увеличение размера штрафа на 100%.

Отягчающие обстоятельства

Необходимо отметить, что существуют обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, о последних забывать также не следует. В их перечень входят несколько основных факторов:

  • Совершение проступка под воздействием алкогольных напитков.
  • Совершение проступка в трудное время, например во время стихийного бедствия, любой другой форс-мажорной ситуации, а также по религиозным или национальным убеждениям.
  • Правонарушение, содеянное не одним лицом, а группой.
  • Привлечение несовершеннолетних лиц к правонарушению.
  • Повторное совершение противоправного деяния при неистекшем сроке первого наказания за аналогичный проступок.
  • Продолжение совершения виновных действий при получении требований от органов власти и порядка прекратить их.
  • Правонарушение в отношении незащищенных категорий граждан (например, беременных женщин).

Необходимо отметить, что учет отягчающих факторов зависит напрямую от мнения судьи ведущего дела, при определенных обстоятельствах он вполне может не брать их в расчет.

Если отягчающее обстоятельство является непосредственным признаком правонарушения, определяющим его, то оно не может рассматриваться в качестве дополнительного фактора, усиливающего вину.

Перечень отягчающих обстоятельств (в отличие от смягчающих) не может быть расширен на усмотрение судебного органа, это попросту исключено. Согласно действующему законодательству, он является исчерпывающим.

Практические примеры на каждый случай

Важно понимать, что обстоятельство может быть признано смягчающим только уполномоченным лицом – это судебный орган либо должностное лицо (полицейский, сотрудник прокуратуры), которое рассматривает соответствующее дело. То есть само по себе наличие смягчающего обстоятельства не приводит к уменьшению вины – для этого нужно получить и признание от уполномоченного лица

Далее рассматриваются конкретные примеры по каждому смягчающему обстоятельству.

Раскаяние

Раскаяния определяется как осознанное действие по признанию правонарушения. Оно проявляется с 2 сторон:

  • нарушитель полностью признает свою личную вину;
  • он негативно оценивает свои действия, т.е. воспринимает их как правонарушение, поступок, отклоняющийся от нормы.

Раскаяние может строиться только на добровольной основе. Понуждение или манипуляция сознанием, тем более насилие или угроза его применения не допускаются. Также раскаяние должно выражаться в признании вины в устном виде или письменном.

Самостоятельное прекращение нарушения

Отказ происходит добровольно, без принуждения со стороны каких-либо лиц. Например, нарушитель допустил мелкое хищение, но сам вернул на место украденную вещь. Если факт кражи впоследствии будет обнаружен полицией, деяние все равно признают противоправным, но мера наказания смягчается.

Самостоятельное заявление о нарушении

По сути, это активное раскаяние, которое осуществляется даже без обнаружения факта правонарушения другими лицами.

Мнение эксперта
Соболев Дмитрий
Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта

Например, гражданин совершил мелкое хищение, после чего решил добровольно в этом признаться и отправился в полицию для дачи показаний. Разумеется, этот поступок уже сам по себе подтверждает и факт раскаяния.

Содействие в производстве по делу

Это еще одна разновидность добровольного признания вины, которая определяется как деятельное раскаяние. Например, гражданин детально рассказывает и показывает детали происшествия, уточняет весь список пострадавших от его поступков, сам предоставляет вещественные и другие доказательства.

Устранение вредных последствий

В этом случае нарушитель устраняет либо предотвращает вредные последствия своих действий. Например, он допустил мелкое хулиганство, нанес небольшие побои в отношении другого человека, но впоследствии сам оказал ему помощь, довез до дома или до больницы.

Возмещение вреда

Возмещение может состоять в денежной или натуральной компенсации. С одной стороны, нарушитель может полностью признать свою вину и полностью рассчитаться за нанесенный вред – как материальный, так и моральный. В последнем случае компенсация может быть денежной или нематериальной – например, извинение перед пострадавшим, опровержение ложных сведений, распространявшихся в отношении него перед третьими лицами и т.п.

Оперативное исполнение предписания

После подачи жалобы, например, снежные сугробы возле входа в дом, Управляющая компания получает предписание от проверяющих органов об устранении этой проблемы. В итоге она оперативно расчищает дорогу, поэтому при вынесении решения мера ответственности должна быть смягчена.

Проступок в состоянии аффекта

Это более сложная разновидность смягчающего обстоятельства, поскольку установление факта аффекта на практике часто затрудняется. Обычно поведенческая реакция человека соизмеряется с силой раздражителя, т.е. провокации, оскорбления, унижения человеческого достоинства.

На какой-то момент у оскорбленного возникает яркая эмоциональная реакция (гнев, отчаяние), которая сопровождается частичной потерей воли. В результате лицо совершает правонарушение, но не освобождается от ответственности полностью, хотя и может рассчитывать на смягчение наказания.

Проступок совершил ребенок

Любое лицо, совершившее проступок в возрасте до 18 лет, может рассчитывать на смягчение наказание. Часто полицейские в таком случае проводят только профилактическую беседу. Однако повторные нарушения и другие противоправные действия даже в отношении таких лиц могут быть рассмотрены как отягчающие обстоятельства.

Проступок совершила беременная женщина или женщина с ребенком

В таком случае законодательство учитывает интересы не только самой женщины, но и ее ребенка (родившегося или еще не родившегося). Защита распространяется не только в административных, но и в уголовных делах.

Добровольное прекращение нарушения закона

Лицо осознаёт, что может продолжать действовать (или бездействовать) вразрез с установленными требованиями закона, но принимает решение вернуться в рамки правового поля. Обычно обстоятельство фиксируется при длящихся правонарушениях. Например, гражданин оказывал услуги на возмездной основе, получал за это вознаграждение, но зарегистрировался как индивидуальный предприниматель только через некоторое время.

Добровольность устанавливается при анализе сопутствующих обстоятельств. Например, если контролирующими органами было выявлено нарушение закона, то отказ от противоправных действий не будет считаться самостоятельным решением.

Раскаяние лица

Гражданин осознаёт вред, причинённый его поведением, сожалеет о случившемся и прямо заявляет об этом. Человек обязуется в будущем не совершать правонарушений, так как осознаёт их негативное влияние на общественные отношения. Обстоятельство свидетельствует, что гражданин исправился, изменил своё поведение и не нуждается в дополнительном порицании.

Для установления раскаяния необходимо учесть мотивы совершения деяния, последующее поведение лица. Так гражданин должен сообщить все детали правонарушения в ходе процесса. Желательно, чтобы виновный принял меры по минимизации вредных последствий своего деяния, попросил прощения у потерпевшего и т.д.

В каждом конкретном случае раскаяние устанавливает, исходя из обстоятельств дела. Простого заявление о том, что человек осознаёт неправомерность своего поведения, в дальнейшем не будет поступать подобным образом, может быть мало.

Влияние душевного волнения, личных обстоятельств на поведение лица

Аффект – это особое эмоциональное состояние, когда определённое чувство доминирует в сознании. Человек не может полностью контролировать свою волю, руководить поступками. Действия лица вызваны событиями, произошедшими только что.

Часто эмоция обусловлена действиями потерпевшего. Например, гражданин оскорбил виновного, в результате чего тот нанёс побои.

Состояние аффекта устанавливается в ходе экспертизы. Только специалист может ответить, были ли гражданин способен полностью руководить своим поведением в момент совершения правонарушения.

Тяжёлые личные или семейные обстоятельства снижают способность человека адекватно воспринимать окружающую обстановку. Отсутствие стабильной работы, голод, болезнь близких родственников могут вызвать чувство отчаяния, безысходности.

Если психическое состояние виновного обусловлено особенностями развития или болезнью, и гражданин не мог осознавать своих действий, то привлечь его к ответственности нельзя.

Нарушение закона беременной женщиной или матерью малолетнего ребёнка

Обстоятельство учитывается, даже если противоправное поведение виновной никак не связано с её беременностью или статусом матери.

Закон предписывает всем должностным лицам, принимающим решения о назначении наказаний за правонарушения, учитывать, что избранная мера неизбежно скажется на ребёнке.

Например, выплата штрафа негативно отразиться на материальном положении семьи. Следовательно, ребёнок будет хуже обеспечен, что может отрицательно сказаться на его воспитании.
Для беременных женщин свойственна повышенная эмоциональность, раздражительность, обеспокоенность за будущее ребёнка. Способность давать критическую оценку своим действиям в рассматриваемый период снижена. Кроме того, отбывать административный арест или трудиться на общественных работах беременной женщине будет гораздо тяжелее, чем человеку в обычном состоянии.

В ходе процесса гражданка предъявляет медицинскую справку или свидетельство о рождении ребёнка. Суд или иной орган, осуществляющий производство, приобщит документ к материалам дела.

При учёте смягчающих обстоятельств реализуется принцип гуманизма. Виновное лицо изобличается, проступок получает негативную оценку. Но назначается более мягкое взыскание, чтобы отметить позитивные изменения в поведении нарушителя. Так же уменьшение наказания устанавливает образец поведения для других нарушителей: виновного стимулируют раскаяться, возместить ущерб.

Судебная практика по статье 4.2 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Постановление N 305-АД15-1831 от 10.04.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-18426/13 от 24.12.2013 Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 10-АД16-5 от 08.11.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-3736/13 от 12.04.2013 Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД14-8483 от 16.02.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД15-16849 от 29.12.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 307-АД17-2330 от 05.06.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 310-АД17-14990 от 16.10.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 44-АД17-1 от 10.02.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-1499/12 от 16.02.2012 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Глава 4 — другие статьи

  • Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
  • Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
  • Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
  • Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
  • Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
  • Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
  • Статья 4.7. Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением
  • Статья 4.8. Исчисление сроков

References (transliteration)

  1. Donec S.P. Smyagchayushie i otyagchayushie obstoyatel’stva v ugolovnom prave (pravovaya priroda, klassifikaciya, problemy ucheta): Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Kazan’, 2003.
  2. Dugenec A.S. Obstoyatel’stva, smyagchayushie i otyagchayushie administrativnuyu otvetstvennost’ // Yurist. 2001. N 5.
  3. Endol’ceva A.V. Institut osvobozhdeniya ot ugolovnoi otvetstvennosti: teoreticheskie, zakonodatel’nye i pravoprimenitel’nye problemy: Avtoref. dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2005.
  4. Zhdanov N.M. Obstoyatel’stva, smyagchayushie otvetstvennost’ za administrativnye pravonarusheniya, v yurisdikcionnoi deyatel’nosti organov vnutrennih del (milicii): Dis. … kand. yurid. nauk. M., 1984.
  5. Koval’ N.V. Al’ternativy administrativnoi otvetstvennosti: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 1985.
  6. Kommentarii k Kodeksu RF ob administrativnyh pravonarusheniyah / Pod red. Yu.M. Kozlova. M., 2002.
  7. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Administrativnaya yurisdikciya. M., 2004.
  8. Murashev A.V. Osvobozhdenie ot administrativnoi otvetstvennosti: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 1982.
  9. Chechel’ G.I. Uchet smyagchayushih i otyagchayushih obstoyatel’stv pri individualizacii nakazaniya // Istoriya i teoriya gosudarstvenno-pravovogo razvitiya Rossii. Stavropol’, 2002.

Что такое обстоятельства, отягчающую административную ответственность?

4660

Что такое обстоятельства, отягчающую административную ответственность?

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, приведен в ст. 4.3 КоАП РФ и является исчерпывающим.

Так, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ срок.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1-го года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

При применении нормы п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», который был введен в данное Постановление Постановлением Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 71).

Отметим, что Верховный суд РФ с 2005 года придерживался (и продолжает придерживаться в настоящее время) точки зрения, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ. Например, по мнению Верховного суда РФ является однородным совершение правонарушения лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ (превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час), административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления) (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

назад
вперёд

Добровольное сообщение о правонарушении

Гражданин или должностное лицо компании информирует государственный орган о совершённом противоправном деянии. Решение добровольно, если правонарушение не было выявлено до этого.

Пример: в организации началась налоговая проверка. Сотрудники ФНС ещё не выявили нарушений, но руководство добровольно сообщило об имеющихся недоимках по платежам в бюджет.

Информация может быть направлена как в орган, уполномоченный вести производство, так и в любое правоохранительное ведомство, например, в прокуратуру. Виновный может не знать тонкостей административного процесса, но его поведение свидетельствует о желании понести наказание за проступок.

Административная ответственность юридических лиц

Рассмотрим еще один важный вопрос: «Каковы обстоятельства, смягчающие административную ответственность юридических лиц?» Для получения точного ответа необходимо определить, кто же является ответчиком от лица компании в такой неприятной ситуации. Согласно информации из все того же КоАПа, вина возлагается на физических лиц, являвшихся руководителями высшего звена компании, или членов совета директоров. Цель административного наказания в таком случае заключается в следующем:

  • Предупреждение совершения новых правонарушений виновным юридическим лицом или другими объектами.
  • Обеспечение выполнения взятых на себе обязанностей юридическим лицом.

Отвечая непосредственно на поставленный вопрос, необходимо отметить информацию, которая содержится в разделы 1, 3, 4, 5 административного кодекса России. Согласно ей, законы в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам. А это значит, что и смягчающие обстоятельства будут абсолютно идентичны, за исключением тех случаев, когда по смыслу статьи подразумевается применение относительно только физического лица.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий