Обжалование решения налогового органа

Как оформить жалобу в УФНС

Для того чтобы избежать рисков, стоит как можно скорее представить заявление в суд (ст. 125, 126, 198 АПК РФ). При этом следует приложить заявление о принятии обеспечительных мер в форме приостановления действия оспариваемого решения до вступления в силу судебного акта (ст. 90 АПК РФ). Эти действия лишат инспекторов возможности заблокировать счета организации и наложить арест на имущество. Арбитражный суд рассмотрит указанное заявление не позднее следующего дня после его поступления (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

Для удовлетворения заявления о принятии обеспечительных мер нужно последовательно доказать, что непринятие обеспечительных мер причинит значительный материальный ущерб компании и затруднит исполнение судебного акта. Также нужно доказать, что обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию. Суд может потребовать от компании встречное обеспечение.

Например, в форме внесения на депозитный счет суда денежных средств либо путем предоставления банковской гарантии, поручительства на ту же сумму (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований компании. В случае неподтверждения озвученных фактов и непредоставления встречного обеспечения суд с большой долей вероятности откажет налогоплательщику в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер (п.

Если нужно, то руководство управления вправе этот срок продлить еще на 15 дней, но не более. После рассмотрения жалобы организации, управление выносит одно из решений:

  • Не удовлетворять жалобу;
  • Отменить решение налоговой;
  • Действия налоговой признать незаконными, вынести другое решение
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено {amp}gt; 8000 книг

Срок подачи иска составляет три месяца с момента извещения решения по жалобе в УФНС. Даже если срок подачи заявления организация пропустила, подать его она все же может. Но тогда помимо искового заявления, ей нужно будет одновременно подать просьбу о восстановлении срока подачи.

На рассмотрение искового заявления, предоставленного в отношении ИФНС, судебные органы затрачивают до двух месяцев. После рассмотрения заявления судебные органы выносят одно из решений:

  • Действия ИФНС признать незаконными, обязать ИФНС устранить нарушение;
  • Полный отказ удовлетворения требований организации;
  • Частичный отказ удовлетворения требований организации.

Решение суд выдает организации, которая подала исковое заявление, а его копию передается в указанную налоговую в срок до 5 дней. Дополнительно копию решения суд может направить и в региональное управление ФНС.

Разберем подробно какую информацию должно содержать исковое заявление:

  • Наименование арбитражного суда, куда организация подает иск;
  • Полное наименование организации, которая подает заявление. Здесь указываются все реквизиты юрлица, данные руководителя, адрес организации;
  • В тексте заявления указывается наименование ИФНС, а также номер и результат вынесенного им решения, для обжалования которого организация обратилась в суд. Кроме того необходимо указать наименование регионального управления ФНС, в которое организация обращалась с жалобой, а также номер и результат вынесенного им решения;
  • Организации следует выразить свое несогласие с решением налоговых органов, а также привести доказательства по этому поводу;
  • Перечень прикладываемых документов.

Подписывает заявление руководитель организации. К исковому заявлению также прикладываются документы, необходимые для рассмотрения жалобы. К таким документам относят следующие:

  • Платежное поручение на уплату госпошлины;
  • Уведомление о вручении копии искового заявления и приложенных к нему документов инспекции, на которую организация подает жалобу;
  • Копию свидетельства о государственной регистрации организации;
  • Выписка из ЕГРЮЛ, либо из ЕРГИП;
  • Копию решения налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности;
  • Копию жалобы в региональное УФНС;
  • Копию решения УФНС об отказе в удовлетворении жалобы;
  • Копии документов, подтверждающих основательность жалобы организации.

В заявлении организация вправе приводить ссылки на законодательные акты, в этом случае можно также приложить копии таких актов.

Ненормативный правовой акт — что это такое?

Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Если для определенной категории споров законодательством установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения такого порядка.

С 2014 г. благодаря Федеральному закону N 153-ФЗ досудебный порядок урегулирования споров распространяется на все без исключения ненормативные правовые акты налоговиков. Что же подразумевается по этим понятием? Налоговый кодекс ответ на этот вопрос не дает, поэтому обратимся к судебной практике и разъяснениям налоговиков.

Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Такое определение ненормативного правового акта содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. Несмотря на то что этот документ утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, очевидно, что приведенная трактовка рассматриваемого понятия актуальна и сейчас.

В январе 2014 г. ФНС разместила на своем официальном сайте брошюру «Досудебное урегулирование налоговых споров». В ней указано, что ненормативный правовой акт — это документ, поименованный в НК РФ и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов).

Примечание. Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе и касающийся конкретного налогоплательщика.

Правовая база

Возможность любого налогоплательщика подать ходатайство о пересмотре принятого чиновниками решения прописана в положениях Налогового законодательства (НКРФ). Так, статья №137 кодекса закрепляет такое право за каждым лицом, считающим, что его законные права были нарушены налоговиками. Глава №19 НКРФ устанавливает временные лимиты для опротестования постановлений чиновников ФНС, и сроки рассмотрения подобных жалоб их руководящими инстанциями.

Кроме этого, закон предусматривает такой порядок обжалования неправомочных действий налоговиков, как подача иска в судебные органы. Порядок подачи иска и его рассмотрения в этом случае регламентирован процессуальными статьями арбитражного законодательства. Верховный суд, в свою очередь, вынес ряд постановлений относительно правоприменительной практики оспаривания решений налоговых инспекторов. Например, постановление ВС, принятое в июле 2013 г. за номером 57.

В ряде случаев в статьях законодательства не прописаны некоторые нарушения и не дана их квалификация. В этом случае налогоплательщик может прибегнуть к услугам внутренних нормативных актов, изданных самой налоговой инспекцией. В них содержится дополнительная квалификация ряда понятий, таких как «ненормативный акт». Данные дополнения издаются в виде разъяснений и методичек для сотрудников, выпускаемых центральным органом Налоговой службы.

Наличие у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена

В ряде случаев налоговый орган может утратить возможность принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафов.

Как отмечено в п. 9 Постановления N 57, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Только наличие судебного акта, в котором, в том числе в мотивировочной части, указано на утрату налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, обязывает налоговый орган исключить соответствующую запись из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В абз. 5 п. 9 Постановления N 57 разъяснено, что налогоплательщик вправе инициировать соответствующее судебное разбирательство путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений гл. 22 АПК РФ.

Таким образом, налогоплательщик вправе в судебном порядке требовать признание сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанность по их уплате прекращенной. После вступления судебного акта в силу налоговый орган исключает из лицевого счета запись о наличии такой задолженности.

Общие положения

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в порядке реализации своих дискреционных полномочий, определенных ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», 30 июля 2013 г. Постановлением N 57 (далее — Постановление N 57) разъяснил некоторые вопросы, возникающие при применении части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Согласно п. 61.9 Регламента арбитражных судов, утв. Постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7, со дня размещения Постановления N 57 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (с 27.08.2013 ) Постановление N 57 обязательно к применению при рассмотрении споров в арбитражных судах РФ.

https://arbitr.ru/as/decision/postanovlenija_plenuma_vas_rf/

Необходимость выхода новых разъяснений давно назрела, поскольку с момента выхода такого комплексного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, как N 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», прошло более 10 лет. За это время в НК РФ внесены ряд существенных изменений, произошли изменения и в судебной практике.

Постановление N 57 содержит достаточно много разъяснений, касающихся порядка обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, что требует отдельного рассмотрения.

Сразу обратим внимание на четыре момента:

  1. п. 83 Постановления N 57 признаны утратившими силу следующие Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ:
  • от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;
  • от 22.06.2006 N 30 «О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций»;
  • от 26.07.2007 N 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование».

В связи с этим указанные Постановления со дня опубликования Постановления N 57 не подлежат применению;

  1. Постановление N 57 построено так, как соответствующие главы и статьи изложены в НК РФ;
  2. Постановление N 57 не затрагивает вопросы, связанные с соотношением положений НК РФ с Законом о банкротстве. Соответственно, по этим вопросам действуют ранее принятые разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ (к примеру, Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 N 439/11 и др.);
  3. Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены ряд существенных изменений и пополнений, в частности с 01.01.2013 установлено обязательное досудебное урегулирование споров с налоговыми органами, в то время как в Постановлении N 57 некоторые эти моменты не учтены.

Как сделать скриншот для суда

ФНС РФ в письме № СА-4-7/5589 от 31.03.2016 г. рассказала о том, какой скриншот могут принять в суде в качестве доказательства.

Использование снимков с экранов в качестве доказательств регулируется частью 3 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в которой указано, что документы, полученные в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены АПК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Верховным Судом РФ.

Судебная практика позволяет сделать вывод, что суды принимают «скриншоты» в качестве надлежащих доказательств, если они содержат определенные данные:

  • должен быть виден адрес сайта;
  • на снимке экрана должны быть видны время и дата получения информации;
  • скриншот должен содержать данные о лице, которое произвело его выведение на экран и дальнейшую распечатку;
  • должен содержать данные о программном обеспечении и использованной компьютерной технике;
  • скриншлот надо заверить печатью и подписью руководителя предприятия, либо уполномоченного лица.

Чек-лист

1

Проведение выездной налоговой проверки (окончание – составление справки о проведенной проверки).

2

Проверить соблюдение налоговым органом процессуальных сроков и порядка проведения мероприятий налогового контроля. Напомним, что выездная налоговая проверка проводится в срок, не превышающий 2 месяца, если проверка не была официально продлена решение вышестоящего налогового органа (может быть продлена до 4-х и 6-и месяцев) ().

3

Проверить сроки приостановления проверки – он не может превышать 6 месяцев.

4

Не допускать на законных основаниях сотрудников налоговой инспекции на территорию организации в период выездной налоговой проверки. В случае проведения осмотра проверить полномочия проверяющих (необходимо предъявление служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверке, в рамках осмотра должны присутствовать понятые).

5

Проверить, были ли соблюдены права налогоплательщика при выемке документов и предметов. Так, выемка проводится на основании отдельного постановления должностного лица налогового органа в присутствии понятных. По результатам выемки составляется протокол.

6

Убедиться в том, что налогоплательщик ознакомлен с соответствующим постановлением в случае назначения экспертизы.

7

Провести обучающее мероприятие для сотрудников об их правах и обязанностях в рамках проводимых налоговым органом допросов сотрудников.

8

Следить за соблюдением сроков предоставления документов в налоговый орган. Напомним, что истребованные у налогоплательщика документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней с момента получения требования об их представлении.

9

Подготовить возражения на акт выездной налоговой проверки, который должен быть составлен налоговым органом не позднее 2-х месяцев с момента составления справки о проведенной проверке:

анализ и отражение в возражениях всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки; анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей); представление в налоговый орган дополнительных документов и информации, которая отсутствовала при проверке, но имеет важное значение для итоговых выводов; описание контрдоводов по выявленным нарушениям; личное участие в рассмотрении возражений в налоговом органе. 10

10

Подать возражения на акт проверки в течение одного месяца с момента получения акта.

11

По итогам рассмотрения возражений может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, не превышающий 1 месяц (фактическое возобновление проверки для проверки доводов, изложенных в возражениях). По итогам данной стадии также подаются дополнительные возражения.

По итогам рассмотрения возражений выносится решение налогового органа по налоговой проверке.

12

Подготовить апелляционную жалобу на решение по налоговой проверке в вышестоящий налоговый орган в течение одного месяц с момента получения решения по проверке налогоплательщиком:

  • анализ и отражение в апелляционной жалобе всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим органом будет вынесено решение о ее полном или частичном удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении.

13

Подготовить исковое заявление в суд в течение 3 месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа:

  • анализ и отражение всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;

14

Участие в судебных заседаниях.

15

Обжалование судебных актов, в случае полного (частичного) отказа в удовлетворении заявленных требований.

Процедура внесения решения по апелляции

Весь процесс проверки законности вынесенного постановления начинается с принятия апелляционного иска. После этого ходатайство не позднее, чем через три дня, направляется для рассмотрения по существу в уполномоченный отдел. Сотрудники данного отдела обязаны подробно ознакомиться с сутью представленной проблемы и вынести своё решение. Это может быть либо удовлетворение жалобы, либо её отклонение.

Если обнаружены нарушения процессуальных нормативов и законов со стороны инспекторов, производятся все необходимые мероприятия по их устранению. После этого о результатах произведённых работ уведомляется заявитель и вышестоящие инстанции. Также истец уведомляется об отказе в удовлетворении его жалобы, если контролирующие органы не нашли каких-либо нарушений законодательства в наложенном на него взыскании.

Законом определены максимальные сроки рассмотрения ходатайства чиновниками ФНС. Месяц отводится на рассмотрение ситуаций с наложением наказания за нарушение норм налогового законодательства. Руководитель отдела ФНС имеет право продлить этот срок ещё на месяц, в случае необходимости затребования и изучения дополнительных документов для освещения всех обстоятельств дела.

Если требование истца связано с устранением незаконных действий сотрудников ФНС, то на его рассмотрение отводится 15 дней с момента подачи ходатайства. Данный лимит может также продлеваться на две недели, если потребуется изучить дополнительную документацию. После этого сотрудники службы должны принять решение о законности или незаконности принятого ранее постановления. Рассмотрение дела в судебном арбитраже производится в полном соответствии с действующим в России процессуальным законодательством.

Обжалование решений налоговой

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 653-72-91 (Москва, Московская обл.)
+7 (812) 565-34-08 (СПб, Ленинградская обл.)
8 (800) 350 84 13 доб. 239 (Федеральный номер)

Консультация бесплатна!

Составление ходатайства

Порядок составления апелляции регламентирован нормативами НКРФ. Жалоба составляется в письменном виде и заверяется личной подписью заявителя. При подаче заявления от имени коммерческой компании его подписывает генеральный директор или уполномоченное советом директоров официальное лицо. В ходатайстве должны в обязательном порядке указываться следующие данные:

  • Идентификационные данные заявителя — юридического или физического лица (Ф.И.О, наименование организации).
  • Сведения об обжалуемом постановлении налоговиков, а также данные налогового органа, вынесшего это решение.
  • Указание на конкретные факты нарушения действующих законодательных нормативов со стороны чиновников при принятии решения.
  • Просьба налогоплательщика отменить незаконное, по его мнению, постановление.
  • Контактные данные истца, по которым его можно известить о времени проведения судебных слушаний.

Виды и срок обжалования решения налогового органа

Выделяют два вида такого обязательного обжалования:

  • апелляционная жалоба — если оно не вступило в силу. Подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
  • жалоба — если оно вступило в силу. Подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.

В обеих ситуациях жалоба направляется непосредственно в тот налоговый орган, который вынес решение. По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.

Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика и решение налогового органа не было отменено или было отменено не в полном объеме, то он вправе обжаловать его в судебном порядке путем подачи соответствующего заявления в суд. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 № 8815/07).

Важно помнить, что после обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик вправе не только обратиться в суд с признанием его незаконным, но и подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п

2 ст. 138 НК РФ).

Если заявитель не согласен с решением УФНС

Итак, региональное управление рассмотрело жалобу налогоплательщика на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности и вынесло соответствующее решение. Что делать налогоплательщику, если это решение его не устраивает?

Налоговый кодекс предусматривает два пути: подать жалобу на то же решение проверяющих в ВНО регионального управления (то есть в ФНС) или оспорить это решение в судебном порядке.

Дальнейшее оспаривание указанного ненормативного акта налоговиков внутри налоговой службы — это право проверенного лица, реализовать которое можно в течение трех месяцев со дня принятия региональным управлением соответствующего решения по жалобе (апелляционной жалобе). ФНС рассматривает и выносит решение по жалобе, руководствуясь общими положениями, предусмотренными гл. 19 и 20 НК РФ.

Особенности подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган

Здесь необходимо обратить внимание на особенности подачи апелляционных жалоб в вышестоящий налоговый орган и на общие вопросы обжалования. Налоговый кодекс РФ устанавливает возможность обжалования решений, принятых в соответствии со ст

101 НК РФ, до их вступления в силу в апелляционном порядке

Налоговый кодекс РФ устанавливает возможность обжалования решений, принятых в соответствии со ст. 101 НК РФ, до их вступления в силу в апелляционном порядке.

4.1. Налогоплательщик, подавая апелляционную жалобу на такое решение в вышестоящий налоговый орган, должен учитывать следующее:

4.1.1. Налогоплательщик вправе решение налогового органа обжаловать как полностью, так и в части.

4.1.2. Апелляционные жалобы подаются только на решения, принятые в порядке, установленном ст. 101 НК РФ. На решения, принятые в порядке ст. 101.4, не распространяются правила об апелляционном обжаловании (п. 48 Постановления N 57);

4.1.3. Решение, принятое по вопросу о возмещении НДС, неразрывно связано с решением о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 49 Постановления N 57).

Соответственно, решение, принятое по вопросу о возмещении НДС, подлежит обжалованию совместно с решением о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности в апелляционном порядке.

4.2. Права вышестоящего налогового органа при рассмотрении жалобы.

4.2.1. В п. 69 Постановления N 57 указано, что вышестоящий налоговый орган не вправе отменить оспариваемое решение налогового органа и направить на новое рассмотрение в принявший его налоговый орган вопросы. Однако вышестоящий налоговый орган при установлении нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов вправе отменить такое решение, рассмотреть названные материалы в порядке, установленном ст. ст. 101 и 101.4 НК РФ, и вынести новое решение.

Следует обратить внимание, что Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ такое право прямо предоставлено вышестоящему налоговому органу в ст. 140 НК РФ

Таким образом, вышестоящему налоговому органу даны полномочия на устранение нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов, допущенных нижестоящим налоговым органом при принятии обжалуемого решения.

4.2.2. При рассмотрении жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов (п. 81 Постановления N 57).

В то же время вышестоящий налоговый орган вправе дополнить и (или) изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (абз. 3 п. 81 Постановления N 57).

Письмо Минфина России от 17 января 2014 г. № 03-02-08/1243 О порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц налоговых органов

14 февраля 2014

Вопрос: О порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что обращение в соответствии с п. 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, направлено по принадлежности в Федеральную налоговую службу.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом, в том числе на основании информации, полученной от физических лиц.

Отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок осуществляется налоговыми органами в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (Приложения 1 и 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

В силу п.п. 1 и 2 ст. 102 Кодекса любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, поименованных в указанном пункте, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов осуществляется в порядке, установленном разд. VII Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 138 Кодекса действия или бездействие должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 139 Кодекса в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Решение по жалобе на действия или бездействие должностных лиц налогового органа, в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 140 Кодекса, принимается налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

В случае если решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 Кодекса, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Действия или бездействие должностных лиц ФНС России обжалуются в судебном порядке (п. 2 ст. 138 Кодекса).

Жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами (ст. 142 Кодекса).

Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Р.А. Саакян
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]