Как и кто устанавливает список правил по содержанию имущества в многоквартирном доме

Содержание общего имущества

Самое главное — общедомовое имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации:

Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Утверждённые Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (ред. от 25.12.2015) Правила содержания общего имущества в МКД регламентируют требования к содержанию такого имущества:

  • осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 ответственными лицами;
  • обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования к предоставлению КУ;
  • поддержание установленных законом температуры и влажности в помещениях, входящих в состав общего имущества;
  • уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования и земельного участка, входящего в состав общего имущества;
  • сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов;
  • организация мест для накопления и само накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, передача их в специализированные организации;
  • соблюдение мер пожарной безопасности;
  • уход за элементами озеленения и благоустройства и др. на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
  • текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» — «д»пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
  • проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
  • обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации.

Таким образом, к общему имуществу многодомовых ТСЖ могут относиться только те элементы инфраструктуры, озеленения и объекты придомовой территории, которые допускают право совместного использования (по технической или проектной документации) собственниками помещений в близлежащих домах и входящих в такое товарищество. Также общее имущество должно находиться в пределах земельного участка, на котором находятся МКД, и обеспечивать возможность подключения инженерных сетей от одного МКД к другому.

Следующая
Общие вопросыПостановление 491 о содержании общего имущества многоквартирного дома

Нормативы содержания общедомовой собственности

Под содержанием общедомового имущества понимается проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение нормальных условий проживания собственников и нанимателей квартир в доме.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Правила проведения таких мероприятий регулируются:

Согласно п. 2 раздела 1 Постановления № 491, к общему имуществу собственников многоквартирного дома принято относить:

  • помещения дома вне жилых квартир;
  • фундамент и несущие конструкции здания;
  • придомовой земельный участок;
  • общедомовые приборы учета;
  • межквартирные коммуникационные кабели, трубы и соединительные узлы;
  • инвентарь, техника и оборудование, предназначенные для обслуживания дома.

Такой техникой может являться переносной генератор, газонокосилка или снегоуборочная машина, находящаяся в пользовании ТСЖ или УК, но приобретенная за счет средств жильцов.

К помещениям дома вне квартир и нежилых площадей, находящихся в собственности частных лиц, относятся лестничные пролеты, коридоры, лифты, а также чердаки, подвалы и технические этажи.

Ответственность за состояние

По правилам, ответственность за состояние общедомового имущества несут 3 стороны:

  • Собственники. Они ответственны за поддержание имущества в надлежащем состоянии.
  • Органы местного самоуправления. В их компетенции находится выбор управляющих компаний на конкурсной основе.
  • Органы власти. В их функции входит контролирование содержания имущества.

В соответствии с положениями жилищного законодательства, если произойдет обрушение здания из-за его неправильного обслуживания, то ответственны за это будут жители, а не управляющая организация. Так, расходы на утилизацию привлекаются из личных финансов жильцов.

В идеальном варианте владельцы квартир должны осуществлять контроль за тем, насколько качественно управляющий орган исполняет возложенные на него обязанности по содержанию помещений.

При управлении ненадлежащим образом они могут произвести смену управляющей инстанции. Однако в реальности подобная ответственность со стороны собственников проявляется крайне редко.

Какой порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме? Информация здесь.

Как узнать границы придомовой территории многоквартирного дома? Подробности в этой статье.

Что входит в состав общедомового имущества

К общему относятся следующие объектов имущества в многоквартирном доме:

  • лестничные площадки, технические этажи и подвалы;
  • лифты и лифтовые шахты;
  • коридоры, колясочные комнаты;
  • чердаки, технические этажи и помещения, где располагаются инженерные коммуникации;
  • системы газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, состоящие из стояков, соединенных с коллективными приборами учета, до отключающих устройств и до первых запорных кранов на внутриквартирных разводках;
  • системы учета потребления коммунальных ресурсов – то есть, приборы измерения, если таковые установлены за счет собственников;
  • мусороприемники;
  • пандусы и иные приспособления для маломобильных групп;
  • площадки для транспортных средств;
  • крыши;
  • котельные, бойлерные и другие помещения для общедомовых нужд, в том числе для проведения досуга, детского творчества и т.д.
  • земельный участок, на котором располагается многоквартирный дом, до границ, определенных кадастровым учетом.

Иными словами, общедомовое имущество — это те помещения, которые не относятся к квартире или к ее части, и предназначены для нужд всех жильцов многоквартирного дома. Общее имущество относится к тем видам, которые не имеют отдельного назначения, и созданы для обслуживания жилых помещений людей.

Кроме вышеперечисленного, общим имуществом также считаются несущие конструкции, плиты перекрытий, балконные плиты, а также ненесущие конструкции, если их предназначение заключается в ограждении более одного жилого помещения.

К примеру, если собственник квартиры на первом этаже оградил окно своей квартиры железной конструкцией, такое приспособление будет считаться его личным имуществом. Если же металлическое ограждение сделано на балконе, выход на который осуществляется из подъезда (общий балкон), то оно будет считаться общим имуществом жильцов.

Если есть спор о том, какое именно имущество является общим в том или ином МКД, можно сделать соответствующий запрос в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущества. В Росреестре, а также государственном земельном кадастре имеются точные сведения о метраже мест общего пользования по каждому дому.

Доля в общем имуществе определяется для каждого владельца квартиры пропорционально размеру общей площади жилья, принадлежащего ему на праве собственности.

Несмотря на запрет отчуждения такой доли отдельно от права собственности на жилое помещение, в законе закреплена возможность распоряжения общим имуществом, но только в определенных пределах и только с согласия всех собственников жилых помещений в доме. К примеру, с согласия всех владельцев квартир допускается уменьшение площади общего имущества в связи с реконструкцией.

В соответствии с жилищным законодательством РФ, владелец квартиры в многоквартирном доме несет бремя содержания не только своего помещения, но и общего имущества. Он обязан поддерживать места общего пользования в надлежащем состоянии, беречь общее имущество и нести расходы, связанные с ним, пропорционально своей доле, а также соблюдать права и интересы собственников других квартир.

Ответственность управляющей компании

Контроль за надлежащим содержанием общедомового имущества, как и правильность расходования средств граждан, лежит на органах жилищного надзора региона. Обычно жильцы, будучи недовольными качеством оказанных услуг, обращаются в жилинспекцю или прокуратуру не сразу, а только после того, как не нашли общий язык с управляющей компанией.

Каждый из собственников квартир в МКД вправе обращаться в адрес УК с целью получить полные сведения о перечне выполненных услуг, а также о тех сторонних организациях, которые были наняты управляющей компанией.

Жильцы вправе также ознакомиться со стоимостью выполненных услуг, путем направления обращения выразить несогласие с ценой по договору или с уровнем качества тех или иных работ. УК обязана представить любому жильцу информацию о расходовании средств в течение 5 рабочих дней с момента обращения.

Жильцы вправе контролировать деятельность УК и даже назначать экспертизу (строительную, техническую и т.д.) в целях выявления недостатков или проверки качества. Если жильцами выявлены дефекты, УК обязана их устранять по заявлению собственников.

К примеру, если в результате отсутствия контроля за действиями сторонней организацией, нанятой УК для выполнения тех или иных работ, произошла порча общедомового имущества, жильцы вправе потребовать наступления ответственности в соответствии с гражданским законодательством, то есть возмещения ущерба. Для этого нужно составить претензию в адрес управляющей организации, а при отсутствии положительного результата – обратиться в суд.

Если УК выполняет минимальный перечень услуг по содержанию дома, но необоснованно завышает тарифы по сбору платежей, то в соответствии с КОАП РФ может быть наложен штраф по ст. 7.23.3 КОАП РФ.

Когда установлено, что ответственное лицо УК использует денежные средства, поступающие от граждан, на собственные нужды, может быть возбуждено уголовное дело по факту присвоения или растраты в соответствии со ст. 160 УК РФ.

Полномочия по управлению

На имущество МКД, связанное с обеспечением работы всех систем объекта (кроме частного, то есть квартир и приватизированных помещений), распространяется собственность особой разновидности — общая долевая. Это значить, что все вопросы по нему решаются посредством общих совещаний (собраний) жильцов (владельцев).

То есть, граждане управляют МКД и непосредственно, но конечно же, у них отсутствуют навыки по техническому обслуживанию, кроме того, это требует значительных затрат времени и усилий, поэтому они нанимают специальные организации (УК) или создают объединения граждан (ТСЖ).

С УК подписывают специальное соглашение, с ТСЖ можно обойтись и без него (хотя, и не запрещено), так как оно действует на основании Устава. Разновидностью ТСЖ являются потребительские кооперативы по жилью или по специальной деятельности, связанной с ним.

Оформив соглашение или Устав, указанные учреждения берут на себя ответственность по содержанию и уходу за общей недвижимостью. Это не отнимает у жильцов права проводить осмотры и проверять состояние строения, следить за ним и контролировать выполнение ремонта. Они взаимодействуют с УК или ТСЖ.

Как организовать уход за имуществом

На сегодняшний день у владельцев квартир есть выбор, как им лучше организовать уход за своим домом, т.е. какой способ управления выбрать.

Управляют собственники

Это наиболее распространенный и достаточно удобный вариант. Очевидно, что сами владельцы не имеют достаточно времени и желания, чтобы своевременно принимать меры по уходу за объектами общего владения, поэтому они заключают договор в Управляющей компанией. Выбор конкретной организации происходит на собрании (достаточно 50% и 1 голоса).

Другой вариант – заключить такой же договор с организацией, которая выполняет конкретные работы по ремонту, оказывает услуги содержания. Допускается заключение нескольких договоров с разными компаниями, если владельцы сочтут, что это соответствует их интересам.

Управляет ТСЖ

В этом случае решение принимает потребительский кооператив или жилищностроительный (а также товарищество собственников). Сами владельцы вступают в эту организацию, а не вступившие – заключают договор с ТСЖ.

Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 августа 2006 г. N 491

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

И ПРАВИЛ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛОГО

ПОМЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

ПО УПРАВЛЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

И (ИЛИ) С ПЕРЕРЫВАМИ, ПРЕВЫШАЮЩИМИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354,

от 03.04.2013 N 290, от 14.05.2013 N 410, от 26.03.2014 N 230,

от 25.12.2015 N 1434, от 30.05.2016 N 480, от 09.07.2016 N 649,

от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 09.09.2017 N 1091,

от 27.03.2018 N 331, от 13.09.2018 N 1090, от 12.10.2018 N 1221,

от 15.12.2018 N 1572)

В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме;

Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст. 671);

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3339).

3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома и внесении в нее необходимых изменений, форму указанной инструкции, а также методические рекомендации по ее разработке и применению.

4. Министерству юстиции Российской Федерации представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», касающихся порядка внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о правах на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. порядок определения состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и форму документа технического учета такого имущества.

6. Установить, что действие подпункта «г» пункта 24 и пункта 25 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных настоящим Постановлением, распространяется на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 г.

границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества устанавливаются органами местного самоуправления до 1 июля 2007 г.;

границы кварталов, микрорайонов, земли публичного пользования определяются красными линиями в соответствии с градостроительным, земельным и жилищным законодательством Российской Федерации, а также обеспечивается государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, без взимания платы с собственников помещений в многоквартирном доме до 1 июля 2008 г.

8. Установить, что разъяснения о применении правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230)

Суть лжетеории

Рассматриваемая в данной статье теория гласит, якобы перечень работ и услуг по «содержанию жилых помещений» утверждается той организацией, которая указанные услуги предоставляет — то есть либо управляющей организацией (УО), либо товариществом собственников жилья (ТСЖ), либо жилищно-строительным кооперативом (ЖСК). Ряд потребителей жилищно-коммунальных услуг вообще не имеют представления, что существует некий перечень работ и полагают, что УО/ТСЖ/ЖСК действуют исходя из сложившейся ситуации — такие граждане уверены, что, например, уборка общего имущества производится по мере его загрязнения (степень загрязнения, при которой пора начинать уборку устанавливается, разумеется, УО/ТСЖ/ЖСК), неисправности, повреждения элементов общего имущества устраняются только при поступлении жалоб и т.д. и т.п. Сторонники указанной теории уверены, что потребители жилищно-коммунальных услуг никак не могут повлиять на перечень и периодичность выполнения работ, и зачастую возмущаются тем, что УО/ТСЖ/ЖСК делают исключительно то, что им вздумается, не обращая внимания на реальные потребности потребителей, вытекающие из состояния общего имущества.

Можно не платить за ту услугу, которая фактически не оказана

Постановлением Правительства РФ № 491 предусмотрено, что плата подлежит перерасчету, если услуги управляющей компанией не оказываются или оказываются некачественно. В Постановлении указано, что необходимо составить акт, в котором следует указать, в чем конкретно выражается претензия по оказанию услуги.

При этом руководствоваться нужно Разделом 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. Данный Раздел предусматривает порядок установления факта оказания некачественной услуги или услуги с длительными перерывами.

В первую очередь, нужно уведомить аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации любым удобным способом – по телефону, устно или письменно (последний вариант предпочтительнее, и его можно использовать одновременно с телефонным звонком).

Диспетчер обязан согласовать дату времени проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги, если такая проверка требуется.

Если в оговоренный срок проверки не было, а также если уведомить диспетчерскую невозможно (к примеру, не отвечает номер телефона), то потребителем может быть составлен акт самостоятельно, без участия работника УК. При этом акт должен быть подписан не менее чем двумя потребителями и председателем совета МКД.

Правильно составленный акт о ненадлежащее оказанной услуги является основанием для перерасчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае отказа в этом – можно обращаться в органы жилищного надзора с жалобой или в суд. Кроме того, если встанет вопрос о расторжении договора управления, то составленный акт будет считаться доказательством неисполнения своих обязанностей управляющей компанией.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 491, некачественные услуги или услуги, выполненные с перерывами, превышающими установленную продолжительность, признаются работами ненадлежащего качества. К примеру, когда управляющей компанией в течение года или дольше не составляется план мероприятий по содержанию дома, не проводятся сезонные осмотры, не принимаются меры по устранению течи, поломки и т.д. В таких случаях законом предусмотрена возможность не оплачивать услуги управляющей компании в той части, в которой они не выполнялись, и УК обязана снизить размер платы за содержание дома.

К примеру, если управляющая организация не выполнила работы по установке в доме коллективного прибора учета к сроку, установленному решением собственников, то размер платы за содержание, если в него были включены расходы по оснащению общедомовым прибором учета, должен быть снижен пропорционально количеству полных календарных дней, в течение которых не были выполнены работы. Так, если в соответствии с тарифом исходя из площади, за трехкомнатную квартиру жилец платит УК ежемесячную плату в сумме 1500 рублей, и УК выполнила работы по установке общедомового прибора учета с опозданием на 10 дней, то размер платы подлежит снижению. УК обязана снизить ее по данной квартире на 500 рублей (10 дней=1/3 месяца, 1500/3х2=1000), итого собственник квартиры должен будет заплатить не 1500 рублей как обычно, а 1000 рублей. О снижении платы собственники могут обратиться к ответственному лицу в компании с коллективным или индивидуальным заявлением в течение 6 месяцев со дня невыполнения услуги.

Наряду с этим, законом предусмотрены исключительные случаи, когда расходы на содержание не подлежат снижению даже в случае оказания организацией услуг ненадлежащего качества: к примеру, если это связано с устранением угрозы жизни или здоровью граждан, предупреждением ущерба или в результате непреодолимой силы.

Правила содержания общего имущества в МКД, утвержденные ПП РФ 491

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (по состоянию на 01.05.19 ) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» — Постановление 491 с последними изменениями.

Утвержденные Правила 491 регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество).

В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее — оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Постановление 491 с последними изменениями

1. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме

I. Определение состава общего имущества I(1). Требования, в соответствии с которыми определяется перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах II. Требования к содержанию общего имущества III. Несение собственниками помещений общих расходов на содержание общего имущества IV. Контроль за содержанием общего имущества

2. Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

Следующая
Управляющая компанияПолномочия общего собрания собственников многоквартирного дома

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий