Как можно опротестовать наложение штрафа за электронный полис ОСАГО
Несмотря на то что в России оба вида страховки (на бумажном носителе и в электронном виде) имеют законное основание, многие сотрудники ГИБДД не только напрочь отказываются признавать распечатанные полисы, но и выписывают штрафы за отсутствие автогражданки. Трудно сказать, делают они это умышленно или от юридической безграмотности, но факт остается фактом. Причем чаще всего подобная ситуация возникает в том случае, когда у работника дорожной службы нет в наличии планшета или смартфона, с помощью которого можно удостовериться в подлинности документа, зайдя в базу РСА.
Важно! В этом случае действия сотрудников дорожной службы явно не соответствуют букве закона. Ведь даже не имея на руках e-полис, водитель никоим образом не нарушает законодательство в плане страхования своей гражданской ответственности
Каким же образом можно обжаловать протокол административного характера:
Обращаемся с жалобой в суд, выражая свое несогласие с постановлением об административном правонарушении. В нем обязательно указываем все данные касательно договора ОСАГО, оформленного в электронном виде.
На заметку! При обращении в судебную инстанцию, несмотря на то, что практика рассмотрения подобных вопросов еще не совсем сформировалась, у вас есть большие шансы выиграть дело и добиться того, чтобы постановление о назначении штрафных санкций было отменено.
Параллельно ходатайствуем об истребовании данных касательно полиса, оформленного онлайн, из базы РСА.
На заметку! Если запрос будет положительным, то есть будет подтверждено наличие в информационной системе определенного договора автогражданской ответственности, то, скорей всего, постановление о назначении штрафных санкций будет признано незаконным.
Также имеет смысл написать жалобу на действия сотрудника дорожной службы в прокуратуру и его непосредственному начальству, чтобы в дальнейшем «неповадно было».
На заметку! При выявлении нарушений законодательства РФ ИДПС может быть привлечен к ответственности дисциплинарного характера.
В семикратном размере
В итоге участники рабочей группы пришли к выводу, что нужно не возмещать ущерб потерпевшим, а стимулировать нарушителей покупать страховку через существенное увеличение штрафа, уточнил источник «Известий». То, что такой вариант действительно обсуждался, «Известиям» подтвердили и участники мероприятия — член комитета ГД по финрынку Алексей Изотов и первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Оба подчеркнули, что вопрос находится в стадии дискуссии, и готового законопроекта пока нет. Как предположил Алексей Изотов, ясность может возникнуть в ходе парламентских слушаний по либерализации ОСАГО, которые назначены на 18 ноября.
Депутат поддерживает позицию ЦБ, что целесообразнее не возмещать ущерб из фонда РСА, а стимулировать нарушителей страховать свою ответственность перед третьими лицами.
— Часть автомобилистов не имеют полиса ОСАГО, и когда происходят аварии по их вине, потерпевшие остаются наедине с собой. Поэтому во многих странах, в том же Казахстане, установлены очень большие штрафы за это нарушение (более 4000 в рублевом эквиваленте — «Известия»). Люди без полиса ОСАГО должны нести адекватное наказание, — заявил «Известиям» депутат.
осаго2
На сегодняшний день штраф за езду без полиса составляет 800 рублей
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов
По его мнению, штраф за езду без полиса, составляющий 800 рублей, нужно приравнять к средней стоимости страховки — на сегодняшний день она превышает 5400 рублей. В этом случае штраф может вырасти почти в семь раз.
Страховщики также поддерживают гармонизацию санкций со стоимостью страховки — это, по их мнению, делает бессмысленной езду без полиса.
— Вопрос об установлении конкретных размеров штрафов не находится в компетенции РСА. Но для того, чтобы штраф был эффективен, он должен быть, по крайней мере, сопоставим со стоимостью полиса ОСАГО, — прокомментировали в пресс-службе РСА.
По оценкам экспертов, которые привели в союзе автостраховщиков, сейчас закон об ОСАГО не выполняют — то есть ездят без страховки или с поддельным документом — около 3–4 млн автовладельцев. При этом, объяснили в РСА, часть из таких нарушителей — жертвы мошенников, которые продали им фальшивый полис. Но есть и автолюбители, которые сознательно покупают фальшивку за 1000–2000 рублей.
осаго4
По данным экспертов, с поддельными документами ездят около 3–4 млн автовладельцев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
В том, что ужесточать наказание за езду без полиса ОСАГО надо, сомнений нет. Другой вопрос — как это делать.
Так, в пресс-службе ЦБ «Известиям» заявили: после того, как удалось обеспечить доступность этого вида страхования, водитель без полиса ОСАГО должен осознавать неотвратимость наказания.
— И здесь мы видим большой потенциал во внедрении систем автоматической видеофиксации для контроля за наличием у водителей полиса ОСАГО, — отметили в ЦБ.
В Минфине полагают, что стимулом для граждан может быть учет особенностей вождения при установлении тарифов. Также в пресс-службе ведомства «Известиям» сообщили, что этому будет способствовать более широкое использование правоприменительных мер, направленных на реализацию принципа неотвратимости наказания — в том числе применения системы видеофиксации.
Ответственность за отсутствие страховки
Законодатель установил некоторые санкции за нарушение требований о наличии у водителя соответствующей документации. Однако, пределы ответственности могут быть разными, зависимо от обстоятельств:
- Фактическое отсутствие страховки (не оформлялась вовсе).
- Водитель не указан в существующем документе (указание конкретных водителей не требуется, если используется так называемый “неограниченный” полис).
- Договор просрочен (срок его действия истёк).
- ОСАГО отсутствует у водителя “на руках”, но был оформлен в соответствии с требованиями закона.
Именно от фактической ситуации и будет зависеть предел ответственности водителя или владельца транспортного средства. В любом случае езда без страховки имеет свои последствия.
Если собственник ТС приобрел документ через интернет, то он не обязан иметь с собой распечатанный вариант. Инспектор в базе страховщика.
Также автовладелец должен помнить, что невозможно застраховать ТС при отсутствии талона техосмотра. Этот документ потребуется как при оформлении договора в офисе, так и при оформлении посредством интернета.
Выписывают ли штраф, если электронный полис не распечатан
«Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В то же время в Постановлении пленума Верховного суда РФ от 25 июня 2019 года N 20 говорится:
«Если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ».
Во избежание ошибочных решений инспекторов ГИБДД и последующего обжалования вынесенного постановления о правонарушении рекомендуем иметь при себе распечатанный полис и сохранить PDF-файл со страховкой в смартфоне.
Всегда возите полис ОСАГО в автомобиле
Обязанность автовладельца по страхованию гражданской ответственности
Обязанность автовладельцев страховать гражданскую ответственность прямо установлена ст. 4 При возникновении права владения автомобилем по любым основаниям (купля-продажа, дарение, наследование, передача в оперативное управление и т. д.) договор должен быть заключён в течение 10 дней с момента возникновения права. Исключение предусмотрено для владельцев транспортных средств:
- с максимальной конструктивной скоростью до 20 км/ч;
- на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении;
- Вооружённых Сил и аналогичных формирований, за исключением используемых для обеспечения хозяйственной деятельности;
- зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность их владельцев застрахована в рамках международных систем страхования;
- принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
- не имеющих колёсных движителей, и прицепов к ним.
Владельцы гусеничного транспорта не обязаны страховать гражданскую ответственность
Владельцу, не исполнившему обязанность по страхованию, запрещена эксплуатация транспортного средства (п. 2 ст. 19 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «»). Аналогичное требование продублировано в п. 11 , утв. Постановлением Правительства от 23.10.1993 г. № 1090.
Термин «эксплуатация» применительно к транспортному средству предполагает как использование автомобиля, так и поддержание его в технически пригодном состоянии. Использование, в свою очередь, не ограничивается только управлением автомобилем и участием в дорожном движении, но и включает в себя любые действия, связанные с управлением и движением (п. 12 Постановления Пленума ВС от 26.12.2017 г. № 58).
Размещение автомобиля на стоянке, техническое обслуживание или просто нахождение водителя на водительском месте в стоящем и заглушённом автомобиле может быть расценено как эксплуатация. Установление запрета на такие действия для незастрахованного владельца выглядит сомнительным. По всей видимости, законодатель не совсем удачно применил термин «эксплуатация». Но, не вдаваясь в теоретические рассуждения, запрет на управление транспортным средством без действующего полиса ОСАГО недвусмысленно вытекает из норм права.
Обязанность водителя иметь при себе и по первому требованию передавать сотруднику полиции для проверки полис ОСАГО установлена п. 2.1.1 Правил дорожного движения. Некоторая неопределённость в этой части существует при оформлении электронного договора ОСАГО. В письме ГУОБДД МВД России от 03.07.2015 № 13/12-у-4440 (ссылка на извлечение из письма) в адрес руководителей региональных подразделений ГИБДД содержатся указания об исключении возможности привлечения автовладельцев с е-ОСАГО к ответственности за управление транспортным средством с заведомым отсутствием страховки (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ), если в ведомственной базе данных или на сайте РСА имеется информация о заключённом договоре. Для оперативного получения данных из информационных баз автоинспекторы снабжены мобильными средствами связи.
Чтобы избежать ненужных споров и пререканий, следует распечатывать электронный полис и хранить его вместе с прочими обязательными для водителя документами. Страхователь вправе также получить бесплатно в офисе страховщика бумажный вариант электронного полиса на стандартном бланке и с традиционными атрибутами (оттиск печати, подпись).
Водитель обязан иметь при себе и предоставлять для проверки полис ОСАГО
Отсутствие техосмотра – влияет ли оно на размер штрафа
Штраф при отсутствии страхового полиса и техосмотра ничем не отличается от ситуации, когда нет только полиса. В законе указано, что инспектор ГИБДД не имеет права требовать предоставления диагностического талона от водителя. Поэтому, если у вас не будет страховки при остановке, заплатить придется только 500 или 800 рублей, в зависимости от ситуации.
Следует отметить, что управление транспортным средством без диагностической карты не менее опасно, чем вождение без полиса обязательного автострахования. Если вы попадете в ДТП и окажетесь виновной стороной, то страховая компания просто откажет в выплатах на законных основаниях. Тогда рассчитываться за нанесенный ущерб придется личными средствами.
Перечисление через сервис автоплатеж
Если планируется использовать способ оплаты с помощью Сбербанк-Онлайн постоянно, целесообразно будет создать автоплатеж (сохранение шаблона). Чтобы не тратить время на идентичные операции и не искать получателя, заново вводя реквизиты плательщика.
Услуга Автоплатеж настраивается следующим образом:
- Перейти на вкладку «Мои автоплатежи».
- Выбрать и отметить подпункт «Подключить автоплатеж».
- Выбрать из списка необходимое отделение фонда.
- Указать и зафиксировать сумму ежемесячного взноса.
- Заполнить опции по периодичностью перечислений и даты очередного платежа.
При оплате через Сбербанк Онлайн за капитальный ремонт можно воспользоваться услугой автоплатежа. Она позволяет совершать оплаты в автоматическом режиме. Отключить эту услугу можно в любой момент. Для подключения следовать инструкции:
- Зайти в личное меню и справа найти вкладку «Мои автоплатежи».
- Выбрать подраздел «Подключить автоплатеж».
- Проделать шаги, которые указывались ранее. После выбора Капитального Фонда и указания суммы можно забыть о постоянном вводе всех данных. Сохраняется шаблон.
В дальнейшем, когда подойдет день оплаты, банк без вашего непосредственного участия перечислит указанную сумму с карты на счет получателя. Отчеты о выполнении автоплатежей вы будете получать из банка по СМС, если на карте подключена услуга «Мобильный банк».
Нередко от граждан разного возраста можно услышать вопрос: можно ли заплатить за капитальный ремонт через Сбербанк онлайн? Отвечаем: безусловно, можно.
Начнем разбираться с тем, как оплатить взносы на капитальный ремонт через Сбербанк онлайн.
Можно использовать любую: социальную, зарплатную, обычную кредитку.
Если такой нет – оформляем в ближайшем отделении. Процедура простая, из документов – только паспорт. Кстати, начиная с 2015 года, Сбербанк переходит на электронное подтверждение подписи, для чего выдает бесплатные карты Моментум.
С помощью сберегательной книжки осуществлять Интернет – платежи нельзя.
Когда заработает фиксация?
Очень скоро!
Главная проблема и сложность, по заявлению ГИБДД, заключается в настройке и интеграции баз данных двух важных составляющих для появления такой возможности у законодателей:
- базы ГИБДД номеров автомобилей,
- базы РСА по действующим страховым полисам.
О том, как это будет работать, мы поговорим ниже, здесь же отметим лишь то, что без объединения или интеграции этих двух баз камеры по части проверки ОСАГО не заработают.
Это всё, что нужно знать о том, когда начнётся фиксация отсутствия страховки у водителей. То есть конкретной даты не называется. Но оговоримся ещё раз, что мы следим за актуальной информацией и обновим статью, когда это изменится.
Где будут стоять такие камеры?
Первоначально планировалось запустить эксперимент по проверке наличия ОСАГО у водителей камерами в Москве. При этом, речь идёт не обо всех комплексах фиксации и даже не определённых их видах, а об отдельных камерах на отдельных участках дорог.
Очевидно, что эти конкретные участки и адреса не сообщаются, иначе водители без ОСАГО просто не будут там ездить.
Без вины ущемленные
Как обеспечить возмещение ущерба потерпевшим при ДТП, виновник которого не имеет полиса автогражданской ответственности? Этот вопрос обсуждался на рабочей группе Госдумы по ОСАГО в середине октября, рассказал «Известиям» источник, знакомый с результатами мероприятия. Самое очевидное предложение — распространить практику по возмещению ущерба жизни и здоровью из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА). Однако, по словам собеседника «Известий», категорически против такого варианта выступил представитель Центробанка Владимир Чистюхин.
осаго1
В Центробанке против повышения штрафа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
— Реализация предложения о гарантии возмещения вреда потерпевшему в ДТП вне зависимости от наличия полиса ОСАГО у виновника аварии будет снижать стимулы к покупке полиса ОСАГО. Что в условиях низких штрафов расширит число автовладельцев, выезжающих на дорогу без полиса, — пояснили позицию регулятора в пресс-службе ЦБ.
При этом, уточнили в Центробанке, на законопослушных автовладельцев дополнительная нагрузка, так как в ОСАГО, по сути, будут зашиты риски автокаско.
— По нашим оценкам, такое расширение покрытия приведет к росту страховых выплат не менее чем на 16,6%, что неизбежно вызовет рост стоимости полисов, — привела расчеты пресс-служба ЦБ.
Штрафуют ли в 2019 году за отсутствие страховки с камер
В начале года не штрафуют. Возможно, чуть позже эта система действительно начнет работать.
Еще прошлой осенью ГИБДД хотела запустить систему автоматического сканирования всех автомобилей в потоке на предмет наличия страхового полиса. Камеры фиксации нарушений, которые висят на российских дорогах, должны были один раз в сутки выгружать данные обо всех автомобилях, что попали в зону их внимания (независимо от того, нарушил водитель правила или нет) и сверять их с базой данных РСА (союза автостраховщиков). В тех случаях, когда у автомобиля нет страховки, штраф выписывался бы автоматически.
Такие штрафы на один и тот же автомобиль могут выписываться один раз в сутки, при условии, что автомобилист попадает в зону действия камер фиксации нарушений. Соответственно, ежедневно приходилось бы оплачивать минимум 400 рублей штрафа, что совершенно невыгодно и стимулировало бы водителей приобретать страховой полис.
При попытке внедрить такую систему оказалось, что технически это очень тяжело. Базы данных ГИБДД и РСА тяжело заставить работать вместе. Массивы данных, которые нужно обрабатывать, огромные и требуют гигантских вычислительных мощностей.
Поначалу говорилось о том, что система будет тестироваться на нескольких камерах в Москве, а затем начнется ее масштабирование. В итоге до сих пор о реальном ее запуске ничего неизвестно. Вопрос затих сам собой.
Тем не менее, потенциально автоматические штрафы за отсутствие страховки ОСАГО могут принести огромные деньги, так что систему, вероятнее всего, рано или поздно до ума доведут.
Оплата за капремонт по сайту Госуслуги
Можно провести необходимую выплату и через сайт Госуслуги. Данная процедура значительно упростится, если клиент правильно внесет в личные данные местонахождение. Это поможет моментально выбрать нужного получателя перечисляемых взносов. На портале Госуслуг каждый желающий может провести проплаты за капремонт, используя:
- сбербанковский счет;
- электронный кошелек;
- мобильного оператора.
Вариант списания денежных средств отмечается при выборе оплаты. Для проведения платежа необходимо сделать следующее:
- Зайти в подраздел «Квартира, строительство и земля».
- Кликнуть по опции «Оплата ЖКХ».
- Выбрать и отметить пункт «Получить услугу».
- Отыскать из перечня свое отделение фонда.
- Отметить лицевой счет.
- В информации, появившейся окошке, тщательно сверить данные по квитанции.
- Заполнить сведения плательщика и отметить сумму проплаты.
- Указать место списания средств (Е-кошелек, сберсчет или номер телефона).
Также проплату можно провести и через сайт Госуслуги
Система дорожных камер и штраф
РСА сообщает, что без полисов ОСАГО передвигаются примерно 6% москвичей
По информации представителей ЦОДД, в данный момент идет процесс объединения баз для полного понимания у кого есть страховка, а у кого – нет. Сейчас размер действующего штрафа за просроченную страховку ОСАГО (либо ее отсутствие) составляет 800 руб. Стоимость полиса ОСАГО в среднем чуть выше 5,5 тыс. руб. РСА сообщает, что без полисов ОСАГО передвигаются примерно 6% москвичей.
Таким образом, система камер, отслеживающая наличие полиса, позволит максимально уменьшить их количество. Тем не менее, ежедневно столицу посещают тысячи автомобилей из-под Москвы и из других регионов, которые тоже нужно проверять на наличие «автогражданки».
По словам руководителя отдела пропаганды компании «Технологии Распознавания» Сергея Кусова, чтобы камеры смогли выполнять новые функции, никаких дополнительных перенастроек не понадобится. Просто к ним будет подключена сформированная база данных. Абсолютно все номера, зафиксированные видеокамерой, будут автоматически идентифицированы и проверены. Если номер присутствует в базе, значит полис ОСАГО присутствует, если нет, то страховка отсутствует. Камеры по-прежнему будут работать на фиксацию нарушений ПДД. Процессы фиксации нарушений и проверка наличия автогражданки осуществляются параллельно.
Сегодня на московских дорогах функционирует больше 1,5 тыс. видеокамер и примерно 400 мобильных комплексов, фиксирующих нарушения парковки. До конца 2018 года планируется увеличить их общее количество до 2,5 тыс.
Согласно статистическим данным, за период работы системы фотовидеофиксации в столице, на участках с установленными камерами число пострадавших в авариях снизилось почти на 35%. При этом количество ошибочно выставленных штрафов не больше 0,001%.
Система будет подключена к 40 млн базе владельцев ОСАГО. Так что камера сможет проверить не только москвичей, но и любое транспортное средство из области на наличие полиса. Дополнительный 10-дневный срок дается с целью сокращения ошибок системы и задержек по внесению недавно приобретенных полисов ОСАГО в общую базу. К примеру, владелец авто 20 минут назад приобрел бумажный полис и выехал на дорогу, но в отличие от электронного, обычный полис заносится в системную базу на протяжении суток.
Зачем нужно вписываться в страховку?
Помимо того, что штрафом облагается водитель, управлявший автомобилем без записи в страховке, это еще не все наказания, грозящие за данное нарушение. Инспектор ГИБДД, зафиксировавший водителя, не вписанного в страховку, или в случае отсутствия у него страхового полиса обязан:
- Составить протокол по факту правонарушения;
- Выписать штраф по отношению к не вписанному в страховку водителю;
- Задержать автомобиль и отправить на штрафстоянку, поскольку оно осталось без водителя.
Таким образом, автомобиль оказывается эвакуированным на специализированную площадку, откуда его сможет забрать только хозяин. Перемещения транспортного средства можно избежать, если на место задержания прибывает человек, значащийся в страховке. Если тот, кто указан в страховом полисе, успевает прибыть раньше, чем эвакуатор, автомобиль не штрафуют, поскольку нарушение является закрытым. Транспортное средство и оштрафованный водитель могут уехать с места задержания. Водитель в свою очередь должен занять пассажирское кресло, поскольку он все ещё не внесен в список лиц, которые могут управлять данным автомобилем.
Если же лицо, внесенное в список страховки, не успеет прибыть до эвакуатора, забрать автомобиль сможет лишь владелец транспортного средства. Это возможно после оплаты следующих позиций:
- штрафа;
- услуг по эвакуации автомобиля;
- услуг за хранение транспортного средства.
Сколько составит итоговая сумма предсказать сложно, поскольку расчет производится индивидуально. Если бы водителя заранее вписали в страховку, такая ситуация не произошла.
Если же хозяин автомобиля находится на пассажирском кресле, пока транспортом управляет лицо, не внесенное в полис, водитель должен быть оштрафован. При ситуации, когда водителю стало плохо, и поэтому за автомобиль вынужденно сел водитель, не внесенный в страховку, выписка штрафа производится на усмотрение инспектора ГИБДД.
Можно ли вписать в страховку другого водителя?
Можно занести дополнительное лицо в список водителей. Алгоритм внесения в страховку нового водителя таков.
- Хозяин автомобиля лично приезжает в офис страховой компании;
- Вносит определенную компанией сумму доплаты (в случае обладания вносимым лицом длительного водительского стажа без нарушений и дорожно-транспортных происшествий, сумма доплаты может равняться 0);
- Получает и сохраняет квитанцию об оплате.
Страховой компании потребуются следующие документы:
- страховой полис;
- паспорт лица, которое собираются в него вносить;
- водительское удостоверение вносимого лица.
- заявление, которое можно заполнить на месте или заранее, скачав с сайта компании.
Таким образом, спустя прохождение не очень сложной процедуры, можно вписать нового водителя в страховой полис и не переживать насчет последствий.
Таблица штрафов за езду без страховки в 2020 году
В КоАП РФ ст. 12.37 указано несколько видов административных последствий, которые наступят для автовладельца при езде без страховки. Законодатель четко разделил понятия: управление ТС без страхового полиса ОСАГО (в момент проверки не оказалось по факту) и управление ТС без обязательного для автовладельца оформления страховки.
Характеристика административного правонарушения | Размер штрафа | На основании ст.12.37 КоАП РФ |
Забыл полис дома | вынесение предупреждения/500 рублей | ч.1 ст.12.37 |
Страховой договор не оформлен, поэтому нет страхового полиса | 800 рублей | ч.2 ст.12.37 |
Водитель не вписан в полис ОСАГО | 500 рублей | ч.1 ст.12.37 |
Страховка ОСАГО просрочена | 800 рублей | ч.2 ст. 12.37 |
Штраф за езду в период, не предусмотренный полисом | 500 рублей | ч.1 ст. 12.37 |
Даже если страхового полиса нет на момент предъявления или он не оформлен, инспектор ГИБДД не вправе запретить дальнейшую эксплуатацию транспортного средства, тем более снимать госномера. А вот если нет прав или свидетельства о госрегистрации автомобиля, такая мера пресечения законна со стороны представителей автоинспекции.