Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Договор о материальной ответственности водителя экспедитора

Понятие материального возмещения означает возложение обязанности на работника по возмещению вреда имуществу, который наступил в результате его действий. Так или иначе, материальное возмещение по трудовому договору обязательно для всех работников организации.

Но существует и форма специального документа, который возлагает полную ответственность. Это договор о материальном возмещении ущерба в полном объеме. Такие договоры заключаются с лицами, которые допущены к использованию или работе с ценностями.

Составление такого договора представляется обоснованным. Ведь именно такой работник является единственным человеком, который отвечает за целостность груза за весь период его перемещения.

Компании перевозчики заключают подобные соглашения с сотрудниками. Смыслом соглашений является возмещение ущерба, возникшего от его действий.

Водитель экспедитор — лицо, которое отвечает не только за факт перевозки товара, но и за оформление документов на него. Поэтому именно экспедитор должен отвечать за перевозимый груз.

Составление договора

Исходя из вышеприведенных условий, наниматель инициирует составление указанного документа – страхуя тем самым свои интересы от возможных рисков.

Речь идет об отдельном договоре (заключаемом одновременно с трудовым соглашением или позднее, в силу необходимости). Например, далее вы сможете скачать и посмотреть образец договора о МО водителя за автомобиль, доверенный ему в управление и он не исполняет обязанностей экспедитора.

Поскольку полной индивидуальной ответственности шофера законодателем не предусмотрено, одноименный договор, по определению, будет ничтожным.

Возможный выход для нанимателя – документирование разовых поручений, связанных с передачей материальных ценностей (груза).

В качестве указанного документа выступает доверенность, дающая право водителю получать определенные ценности для их последующей транспортировки к месту назначения.

Соглашение состоит из позиций, в которых указаны обязанности сторон.

Работник, в частности, обязуется:

  • принимать меры для предупреждения причинения вреда вверенному имуществу; своевременно информировать руководство о возникающих рисках в отношении ценностей, за которые он ответственен;
  • осуществлять учет этих ценностей;
  • участвовать в ревизии, инвентаризации и т.п.

Работодатель, в свою очередь, принимает обязанности, связанные с

  • обеспечением всех условий для осуществления сотрудником функций по соблюдению мер, направленных на хранение имущества (на время, когда материальные ценности вверяются его попечению);
  • предоставлением работнику нормативно-справочного материала, касающегося МО (действующих законов и подзаконных актов);
  • проведением проверок – в форме ревизий, инвентаризаций и т.п.

Документ должен содержать позиции, касающиеся определения размера ущерба, (порядок проведения, законодательная база).

В случае судебного спора договор и все приложения к нему выступают в качестве основного доказательства правомерности требований собственника.

Как взыскать ущерб

Ключевой вопрос – возможность взыскания материального ущерба.

Ответ очевиден: наиболее приемлемой формой обеспечения обязательства виновного лица выступает обращение работодателя в суд.

Как уже говорилось, в качестве доказательства должны быть представлены документы, свидетельствующие о том, что законные интересы заинтересованного лица были ущемлены ненадлежащими действиями работника.

Лицо, инициирующее судебное рассмотрение, обязано предоставить документальное подтверждение того, что в данном конкретном случае наличествует

  • вина ответчика;
  • противоправность.

Кроме того, обязательным условием выступает причинная связь между действиями сотрудника и наступившими последствиями; истец обязан предоставить исчерпывающую информацию о размере ущерба.

Обращение в судебную инстанцию производится на основании требований статьи 248 ТК.

Текст заявления должен содержать исчерпывающую информацию, свидетельствующую о ненадлежащих действиях (бездействии) ответчика.

Следует недвусмысленно подчеркнуть причинную связь между этими действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

К исковому заявлению, помимо обязательных документов (квитанций об оплате предусмотренных сборов), необходимо приложить копии (если заявителем выступает работодатель):

  • документов, подтверждающих статус истца (зависят от формы собственности, например, для ООО – Устава и иных учредительных документов);
  • трудового договора и соглашения о МО;
  • акта установленной формы, подтверждающего недостачу;
  • расчета суммы ущерба.

Перечень не является исчерпывающим, истец вправе приложить к заявлению и иные материалы – объяснение ответчика, свидетельские показания, фото- и видеоматериалы.

Инструкция: составляем договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Полная материальная ответственность предполагает возмещение ущерба в полном объеме. Если повредили вверенное имущество на 5000 рублей, то вернуть не меньше. Для этого потребуется заключить договор о полной материальной ответственности с водителем.

Однако чтобы взыскать с работника полную стоимость причиненного ущерба, законом предусмотрены случаи, когда договор о полной материальной ответственности водителя не потребуется. Под законом в данном случае подразумевается ТК РФ, а именно статья 243. Перечислим основные ситуации и обстоятельства, при наступлении которых работник «вернет все»:

совершение преступления. Конечно, факт должен быть подтвержден судебным актом — приговором. Когда деяние «не дотянуло» до преступления, то обычно речь идет об административном правонарушении. И если в результате него был причинен ущерб, платить придется;
умысел

Если сотрудник осознанно (умышленно) разбил служебный автомобиль или компьютер, то неважно, был ли заключен с ним договор о материальной ответственности водителя. Возместить потери он обязан в полном объеме

Да, неважно, был ли человек при этом пьяный или трезвый — предел ответственности одинаковый;
разглашение тайны.

Следует отметить, что кодекс допускает возмещение ущерба, даже когда сотрудник не исполнял обязанности.

Заключение соглашения о матответственности возможно далеко не с любым работником. И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров.

Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон.

Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.

Однако 243 статья ТК позволяет заключать соглашения о матответственности только с определенными специалистами. Их список утвержден в перечне Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002.

Обычный шофер в нем не значится, и в этой связи заключенный договор о материальной ответственности водителя за автомобиль будет расцениваться как нарушение ТК.

Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.

Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность. Поэтому договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным.

При этом важно помнить, что водитель-экспедитор или инкассатор несут ответственность по договору только за сохранность груза и перевозимых ценностей, но никак не за сам автомобиль. Если нет соглашения о матответственности с лицом, которое значится в перечне

Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности

Если нет соглашения о матответственности с лицом, которое значится в перечне. Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности.

Здесь может быть иной вариант: договор о материальной ответственности с водителем, например, есть, а специалист такой не значится в перечне. Это тоже нарушение.

В данных случаях водитель несет ответственность только в пределах своего среднего заработка за месяц, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

Также взыскивать ущерб без решения суда незаконно, если:

  • истек месячный срок для издания приказа о взыскании ущерба;
  • сотрудник не признает свою вину и отказывается платить, а сумма ущерба превышает средний заработок работника за месяц;
  • работник уволился, не выплатив причитающейся суммы;
  • им было совершено преступление, допустим, кража, но нет вступившего в силу приговора.

Как взыскать ущерб

Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. Однако удержать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник может исполнить требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.

В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:

  • выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
  • отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.

С кем заключать: границы ответственности

Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

  • Техническое состояние транспортного средства;
  • Сохранность и качество перевозимых предметов.

Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

Человек, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз. Другое дело экспедитор.

Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей, поэтому отвечать за это он не может.

Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

Нужно отметить, что при данном виде деятельности цепочка «грузоотправитель – водитель» удлиняется на неопределенное количество звеньев из-за того, что между этими её составляющими стоит энное количество транспортно-экспедиционных посредников.

Это неправомерно, так как контракт на перевозку не является трудовым соглашением или специальным документом.

Заключение соглашения о матответственности разрешено не с любым работником. И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров. Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон. Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.

Возьмем для примера водителя грузовика, который во время ремонта сломал борта кузова. Умысла не было, состава преступления или административного правонарушения не было, а ущерб есть. В такой ситуации руководитель считает, что мог бы спастиобразец договора о материальной ответственности водителя 2020 года.

Однако 243 статья ТК позволяет заключать соглашения о матответственности только с определенными специалистами. Их список утвержден в перечне Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002. Обычный шофер в нем не значится, и в этой связи заключенный договор о материальной ответственности за автомобиль расцениваться как нарушение ТК. Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.

Водитель-экспедитор или инкассатор несут ответственность по договору только за сохранность груза и перевозимых ценностей, но никак не за сам автомобиль.

Особенности для экспедитора, при перевозке груза

В силу ч. 1 ст. 243 Кодекса ПМО возлагается на водителя в случае, если в соответствии с ТК РФ и другими принятыми согласно нему ФЗ на работника возлагается ПМО за ущерб, причиненный работодателю. Как видим, в Постановлении указано, что работодатель может, но не обязан заключить с водителем-экспедитором такой договор.

Анализируя положения законов, можно сделать вывод, что дальнобойщик несет ответственность за:

  • техническое состояние управляемого им транспортного средства;
  • комплектность и состояние перевозимого груза.

ПМО для экспедитора наступает не только при недостаче груза, обнаруженной на конечной точке пути, но и при:

  • преднамеренном нанесении повреждения транспортному средству и/или грузу;
  • нанесении вреда при нахождении в состоянии токсического, алкогольного или наркотического опьянения;
  • использовании грузовика вне рабочего времени или в своих личных целях.

Составление договора

При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

В наличии должны находится следующие разделы:

  • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
  • Предмет – определение обязанностей;
  • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями ;
  • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
  • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза ,и которые от него не зависели;
  • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
  • Подписи и печати сторон.

Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.

Подготовка документов

«Изобретать велосипед» здесь не придется: имеется солидная наработанная практика по данному вопросу – достаточно «закрепить» груз за экспедитором (в качестве такового может выступать и водитель – но его должность уже должна именоваться по-другому, например, «водитель-экспедитор»).

Отсутствие данной категории в Перечне определенно предполагает невозможность заключения с водителем договора о полной МО.

Однако с водителем-экспедитором (наименование условно) подобное соглашение вполне возможно.

Следовательно, трудовой договор, заключаемый с работником, должен содержать позиции, однозначно трактующие его функциональные обязанности в свете вышеизложенных требований – в частности, обязанность принять, обеспечить сохранность во время транспортировки и доставить в целости груз.

В зависимости от конкретных обстоятельств возможны приложения к соглашения. Единое требование – наличие документа, подтверждающего факт передачи неких ценностей (груза) в распоряжение сотрудника.

Это может быть, например товарно-транспортная накладная (форма Т-1), договор транспортной экспедиции, путевой лист и экспедиторская расписка.

Как отразить в бухгалтерии

Документальное отражение в бухгалтерских документах характеризуется следующими позициями:

  • установлением суммы недостачи (подразумевается ущерб, причиненный неправомерными действиями работника-водителя);
  • списанием сумм ущерба, превышающих нормы «естественной убыли» на счет работника.

Если материальные претензии работодателя находятся в пределах законных удержаний из заработной платы работника, то сумма средств, фактически удержанных из заработка виновного, проводится как «удержание из зарплаты, произведенное по приказу № __», подписанному работодателем.

Когда виновный на добровольной основе (а равно по решению суда) возмещает определенную сумму, превышающую размер его среднемесячного заработка, запись гласит: «сотрудником возмещена сумма ущерба».

Границы ответственности

В начале данной статьи отнюдь не случайно было подчеркнуто, что законодатель достаточно явно демонстрирует приоритет охраняемых законных интересов именно работников – в сравнении с аналогичными позициями, касающимися работодателя.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям это выражается в ограниченных возможностях работодателя МО подчиненного возможна лишь в специально оговоренных случаях.

Имеется в виду совпадение ситуаций с теми, которые названы законодателем.

Понятие «работник-водитель» здесь целесообразно рассматривать в контексте исключительно трудовых правоотношений, без ссылок на специфику выполняемых работ, – он ничем не отличается от любого другого лица, совмещающего в себе все обязательные признаки термина «работник».

Трудовой Кодекс в ст. 238 исчерпывающе отвечает на вопрос относительно МО: в качестве единственного и неоспоримого основания названо причинение ущерба, который обязан быть «прямым и действительным».

Абзац 2 указанной правовой нормы дает необходимое разъяснение: таковым признается причинение вреда, связанное с уменьшением наличного имущества его владельца.

Законодатель подразумевает здесь и причинение вреда имущественным интересам третьих лиц.

Ненадлежащие действия сотрудника объективно предполагают некие затраты, возлагаемые на работодателя.

К таковым приравниваются также незапланированные расходы, связанные с:

  • приобретением имущества, утраченного в результате определенных ненадлежащих действий (бездействия);
  • восстановлением (ремонтом);
  • возмещением ущерба третьим лицам.

Разумеется, наступление МО возможно лишь при наличии определенных оснований. Их исчерпывающий перечень определяется гражданским законодательством.

Необходимыми основаниями, которые наделяют потенциального истца (понятие «потенциальный истец» использовано в качестве иллюстрации возможного дальнейшего развития ситуации) правом обращаться в суд являются такие составляющие, как:

  • вина;
  • противоправность;
  • обязательная причинно-следственная связь;
  • реальный вред, причиненный определенному лицу.

СПРАВКА В большинстве случаев работодателю придется удовлетвориться единовременной выплатой, ограниченной среднемесячной заработной платой виновного (об этом гласит статья 241 ТК).

Исключения из данного правила имеются, но применимы ли они в отношении рассматриваемой категории сотрудников?

Ответ на этот вопрос предполагает более детальное ознакомление с нормами Трудового кодекса РФ и с некоторыми подзаконными актами.

Ответственность водителя за причиненный ущерб

Многие перевозчики опломбируют свои грузы после погрузки. В этом случае водитель всего лишь выполняет функцию доставки. Его не интересует количественные характеристики, он обязан в указанный срок, по указанному маршруту доставить машину, груженую товаром. Получатель вскрывает пломбу и забирает содержимое. Совсем по-иному дело обстоит, когда шофер получает товар по накладной. Он обязан проверить не только его количество, но и целостность грузимого. По приезде в пункт Б он также обязан сдать ценности по описи, а именно по накладной, в указанном количестве и без внешних повреждений. Комплектность, целостность и иные характеристики внутреннего содержимого упаковки шофера не касаются. Исключением является лишь факт неправильной транспортировки, при котором продукция была повреждена по вине самого водителя.

В той или иной мере шофер всегда отвечает за доставленные грузы. Различают:

  1. Полную матответственность.
  2. Ограниченную матответственность.

Что каждая из них влечет за собой для работника данной профессии, рассмотрим более подробно.

Ограниченная ответственность

Ограниченные обязательства несут все работники, которые были приняты на работу с соблюдением законодательных норм о трудоустройстве.

При нанесении ущерба каждый работник подвергается денежным взысканиям, то есть, обязан возместить установленную сумму. При отсутствии заключенной с работодателем договоренности о полных обязательствах возмещение носит лишь частичный характер.

Статья 241 ТК РФ описывает пределы ограниченных обязательств, они не могут превышать одного среднего месячного заработка работника, по вине которого был нанесен ущерб.

Для взыскания суммы наниматель обязан:

  1. Официально засвидетельствовать факт причиненного ущерба.
  2. Доказать виновность работника.
  3. Составить акт об уроне, приложить справку о его полной стоимости.

По приказу нанимателя с водителя взыскивают указанную сумму.

Полная ответственность

Полное возмещение причиненного ущерба может быть взыскано если:

  1. Водитель в трудовом контракте имеет дополнительно возложенные на него обязанности экспедитора.
  2. Предварительно был подписан договор о полной материальной ответственности.
  3. Доказана вина шофера в нанесенном ущербе.

Ущерб может возмещаться:

  1. Добровольно наличными.
  2. По заявлению удерживаться из зарплаты.
  3. Установленными частями.

И работодатель, и сам водитель-экспедитор имеет право отстаивать свои интересы в суде.

Материальная ответственность водителя за автомобиль и груз

В случае повреждения автомобиля на практике работодатели часто определяют размер ущерба привлекая независимых оценщиков или экспертов.

Вы можете не согласиться с размером ущерба и просить назначить новую экспертизу или оценку, но это целесообразно делать на судебной стадии рассмотрения спора. В-третьих, работодатель обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию и содержание автомобиля.

Важно! Если данные требования не соблюдены, вы можете избежать взыскания полной суммы ущерба. В суде достаточно сложно доказать несоблюдение данного правила работодателем. В суде достаточно сложно доказать несоблюдение данного правила работодателем

В суде достаточно сложно доказать несоблюдение данного правила работодателем.

Подтверждением такого факта могут служить служебные записки, направляемые вами или начальником транспортного отдела работодателю с просьбой производства ремонта автомобиля или совершения иных действий, направленных на поддержание его состояния.

Роль работодателя

Руководство организации при приеме на работу нового работника в обязательном порядке должно убедиться в профпригодности последнего.

Необходимо убедиться, что водитель имеет определенные профессиональные навыки, позволяющие ему занимать подобную должность, а также подтвердить его состояние здоровья, отсутствие противопоказаний, которые могли бы препятствовать его работе с транспортным средством.

Важным будет и проверка наличия водительских прав, их срока годности и своевременного обновления удостоверения. Часто кандидаты должны пройти и стажировку на новом месте.

Также перед получением должности водителя, сотрудник должен пройти медицинский осмотр, который позволит получить ему заключение о том, что его физическое состояние позволяет ему занимать подобную должность.

В случае, если работник отказывается от посещения медицинского учреждения, то работодатель имеет все основания для отказа такому кандидату в приеме на должность водителя.

Важным условием качественной работы является и обеспечение нанимателем исправного транспортного средства, необходимых комфортных условий для транспортировки и целостности груза (правильная упаковка, подходящий транспорт для определенных видов перевозимого имущества, грамотно отлаженный график перевозок и так далее).

https://youtube.com/watch?v=TQZPU6lxxQ0

Формирование правильной системы дифференциации имущественных обязательств во многом зависит от правовой грамотности руководства организации. Немаловажную роль играет уровень сознательности и ответственности работника, что в дальнейшем обеспечит прочные деловые отношения и минимизирует риск возникновения форс-мажорных ситуаций.

Договор материальной ответственности водителя автобуса

Автобус так же, как и грузовик, является собственностью работодателя. Он имеет значительную цену. В силу этого работодатель заинтересован в возмещении вреда при повреждении автобуса. Одним из условий обязанности по компенсации является наличие вины в действиях работника.

То есть работник должен либо прямо хотеть наступления вреда, либо относиться к этому легкомысленно

Это принципиально важное условие. Именно наличие умысла и обуславливает обязанность по возмещению или ее отсутствие

В этом смысле следует указать несколько условий:

  • Работник прямо желал повреждения имущества;
  • Легкомыслие означает несоблюдение правил дорожного движения, игнорирование неисправности автобуса.

В результате таких действий или бездействия причиняется вред, для которого и требуется возмещение.

Правила составления договора о материальной ответственности водителя-экспедитора за автомобиль

Официального бланка договора о мат. ответственности водителя нет, поэтому законодатель допускает каждому работодателю самостоятельно разработать его для внутреннего использования в организации. Главным требованием является наличие в соглашении всей необходимой информации, которая разделена на следующие разделы:

  • Преамбула. В данной части документа должна содержаться информация о личностях работника и работодателя, месте и дате подписания соглашения;
  • Предмет договора. Происходит перечисление обязанностей сторон соглашения. Так, например, к обязанностям водителя-экспедитора относятся:
  1. Необходимость соблюдения правил ПДД и правил эксплуатации транспортного средства;
  2. Следить за вверенным автомобилем и его содержимым и не оставлять вне видимости;
  3. Использовать защиту сигнализацией;
  4. Систематически проверять работоспособность и техническое состояние транспортного средства.
  • Часть договора, которая включает в себя права сторон соглашения, список трудовых функций водителя, порядок работы с вверенным коммерческим имуществом;
  • Перечисление обстоятельств, которые исключают вину работника в случае нанесения ущерба транспортному средству и перевозимому имуществу;
  • Процедура решения конфликтных ситуаций. Здесь стороны информируются о досудебном или судебном порядке решения споров между собой;
  • Реквизиты работника и работодателя, подписавших договор;
  • Личные подписи сторон соглашения.

Каждый раздел договора должен быть детально расписан для того, чтобы было как можно меньше спорных ситуаций между сторонами. Кроме того, в договоре о мат. ответственности водителя-экмпедитора указывается объем перевозимых ценностей и правила их транспортировки. Автомобиль, на котором осуществляется трудовая деятельность работника, не относится к предмету договора.

Обязанности водителя

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления предметов.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

Материальная ответственность водителя грузового автомобиля

Работодатель, как правило, возлагает на работника всю полноту ответственности за машину. Данное соглашение имеет несколько особенностей:

  • Максимальный ущерб представляет собой цену за машину. Как сказано выше, работодатель должен поставить сотрудника в известность о стоимости машины. Это основное условие соглашение, иначе его нельзя будет назвать добровольным;
  • Необходимо оговорить порядок возмещения ущерба. Обычно ущерб компенсируется из зарплаты работника. Это делается путем удержаний определенного процента от заработка. Они осуществляются до тех пор, пока ущерб не будет возмещен в полном объеме. Условия компенсации также должны быть известны водителю и он должен согласиться с ними;
  • Срок действия соглашения является одним из основных его условий. Данное условие означает период, в течение которого водитель будет нести обязанность по возмещению;
  • Умышленное повреждение. Работник обязан поддерживать машину в отличном техническом состоянии, проходить регулярные осмотры. Если этого не делать, что авто может попасть в ДТП и вина за его повреждение или уничтожение должна быть возложена работодателем на сотрудника.

Но когда ущерб причинен в результате случайности, а работник всеми силами старался не допустить вреда, но обязанности компенсировать вред не будет.

Это основные условия соглашения. Они должны быть оговорены в каждом случае.

Текст соглашения идентичен представленному в предыдущем пункте:

Обязанности водителя

Весь перечень обязанностей водителя должен быть регламентирован трудовым договором.

Если говорить о водителе служебного транспортного средства, то его функции включают не только перевозку пассажиров, но и поддержание чистоты самого автомобиля, его техническую исправность, уровень топлива и небольшой ремонт. Как правило, капитальный ремонт, ТО в спектр его функций не включен, так как должен производиться специалистами.

Служащие грузовых транспортных средств являются ответственными за перевозку, сохранность и своевременную доставку имущества, правильностью погрузки и выгрузки, мелким ремонтом транспорта и своевременной заправкой.

Водитель-экспедитор помимо вышеперечисленных дел также должен следить за количественно-качественными характеристиками товара, которые должно полностью соответствовать сопутствующей документации, а также такой работник несет ответственность за целостность упаковки перевозимого имущества, заполнение актов о недостаче или порче груза.

Образец договора с водителем-экспедитором можно скачать по этой ссылке.

Типовая форма соглашения о полной матответственности (образец 2019)

Типовая форма соглашения о полной матответственности сотрудника утверждена постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Использование типовых бланков при оформлении названных договоров считается обязательным (например, определение Красноярского краевого суда от 30.01.2013 № 33-814).

Исключение из типовой формы отдельных положений может быть трактовано судом как несоответствие договора установленным законом требованиям, что может повлечь принятие решения в пользу работника (см. определение ВС Республики Башкортостан от 03.03.2011 по делу № 33-2549/2011).

ТФ – пример. 

Материальная ответственность водителя автомобиля

Финансовые обязательства водителя транспортного средства – это некий механизм, которым может воспользоваться наниматель для сохранности имеющихся коммерческих ценностей. Как уже выяснили, водитель может быть призван к выплате компенсации только в случаях нарушения собственных трудовых обязательств или при нанесении убытков перевозимым ценностям. В любом случае, процесс привлечения работника к мат. ответственности включает в себя полное доказательство его вины прежде, чем будут выдвигаться требования по возмещению убытков.

Договор о финансовых обязательствах перед работодателем может быть заключен, если:

  • Водитель является совершеннолетним гражданином;
  • К обязательствам работника относится перевозка коммерческого имущества или денежных средств работодателя;
  • Должность работника содержится в перечне должностей и работ, с сотрудниками которых должен заключаться данный вид договора.

В перечне отсутствует должность водителя, который, соответственно, не может стать материально ответственным лицом, однако в законодательном списке имеются должности «водитель-экспедитор», «водитель-инкассатор» и «водитель-кассир», которые могут быть призваны к выплате полной суммы нанесенного ущерба.

В России побеждает тот, кто знает свои права

или по телефону:

Москва и область:+7 (499) 322-06-74

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]