Категории и виды использования
Земельный Кодекс Российской Федерации является основным нормативным актом, осуществляющим вопрос установления и регулирования возможностей эксплуатации участков тех или иных категорий земельных территорий.
В соответствии с его положениями на сегодняшний день на территории государства выделяются семь категорий, к которым относятся те или иные участки в рамках общего массива:
- Земли, принадлежащие различным населенным пунктам;
- Участки, независимо от их территориального расположения и площади, относимые к сельскохозяйственным территориям;
- Территории лесного фонда;
- Территории водных объектов (водного фонда);
- Земли особого назначения (в том числе территории земель с особым режимом охраны);
- Земли, относимые к территориям специального назначения (используемые для сооружения и эксплуатации промышленных объектов, инфраструктурных и инженерных сетей, объектов, используемых для обеспечения государственной безопасности);
- Земли, переведенные в фонды государственного запаса.
Действующие нормы земельного законодательства делают замечание, что одновременно находиться в нескольких категориях один и тот же участок не может, однако, при возникновении соответствующих условий, возможно осуществление перевода той или иной территории из одной категории в другую.
Исходя из такого разделения можно определить, что под категорией земельного надела следует понимать специально установленный правовой режим возможной эксплуатации земельного участка в соответствии с определёнными его стандартными свойствами, определёнными природой или сформированными в процессе эксплуатации в ранние периоды времени.
Вид установленного разрешённого использования — понятие более узкое, которое даёт расшифровку тех возможностей эксплуатации, которые есть у каждого участка в соответствии с отнесением его к той или иной ранее определенной категории.
Установление существующих видов разрешённых вариантов использования возможно в результате проведения комплекса мероприятий по зонированию существующих территорий в рамках одной категории в соответствии с присущими ей индивидуальными особенностями в силу расположения или качественных характеристик.
Жилые дома для КФХ
Законопроектом предусматривается возможность строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном крестьянскому (фермерскому) хозяйству (далее – КФХ). При этом в целях недопущения злоупотребления данным правом и исключения застройки земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предлагается установить целый ряд ограничений к параметрам такого жилого дома (не более трех этажей и не более 500 кв. м), а также запретить образование под ним земельного участка и его перепродажу. Кроме того, такой дом, согласно законопроекту, может быть предназначен для проживания только членов КФХ (п. 5 ст. 78 Земельного кодекса РФ, п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», далее – Закон № 74-ФЗ, в редакциях законопроекта).
Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин отметил, что, например, в Московской области насчитывается около 6-9 тыс. КФХ, при этом из них только около 1 тыс. реально занимаются фермерской деятельностью – пашут, сеют и т. д. В связи с этим министр считает, что нужно подумать о дополнительных ограничениях в отношении права КФХ на строительство жилого дома. По его мнению, нельзя допускать того, чтобы земли сельскохозяйственного назначения использовались, например, для возведения коттеджных поселков.
Согласно КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Реализация продукции собственного производства относится к основным видам деятельности КФХ (). Таким образом, например, ИП, владеющий магазином и имеющий статус фермерского хозяйства, тоже получит право на строительство жилого дома на участке, предоставленном ему для ведения сельскохозяйственной деятельности. Андрей Разин считает, что такие поправки могут создать почву для злоупотреблений – может вырасти количество «фейковых» КФХ. В качестве варианта доработки норм о КФХ, отметил он, можно разрешить строить дома только на участках тех КФХ, которые пользуются финансовой или иной поддержкой государства. По мнению эксперта, факт оказания такой поддержки легко установить и он подтверждает «реальность» осуществляемой КФХ сельскохозяйственной деятельности.
Министр указал также на проблему отсутствия прямой связи между видом разрешенного использования земельных участков и осуществляемой на них деятельностью КФХ. Так, согласно возможно предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, а также для осуществления КФХ его деятельности. Между тем, классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, такой вид использования, как осуществление деятельности КФХ не предусмотрен, в то время, как остальные виды деятельности, поименованные в упомянутой , в классификаторе значатся. По мнению эксперта, следует скорректировать правовое регулирование в этой части путем внесения изменений либо в Земельный кодекс РФ, либо в классификатор.
Василий Корякин сообщил о возможности исключения норм о КФХ из обсуждаемого законопроекта. Однако планируемые поправки в отношении фермерских хозяйств все равно будут разрабатываться в Госдуме, может быть, в рамках подготовки уже нового специального проекта.
Условно разрешенные виды использования
Наряду с приведенным перечнем всех возможных промышленных, сельскохозяйственных, частных разновидностей использования собственного земельного участка есть дополнительные виды, разрешенные условно. Такое название объясняется тем, что у собственника может быть земля с разрешением, например, на разведение домашней птицы с целью дальнейшей коммерческой реализации.
Однако гражданин может посчитать, что такая работа неэффективна (или недостаточно эффективна). Например, возникает необходимость создания временных зданий для сезонной торговли (киоски). Тогда встает вопрос о получении дополнительного вида использования. Примеры могут быть самыми разными – создание объектов:
- социальной инфраструктуры (подстанции Скорой помощи, клиники, отдельные больничные корпуса);
- административные и офисные здания;
- гаражи, ремонтные мастерские;
- бассейны (например, в дополнение к спортивной зоне);
- жилые дома (например, для постоянного проживания сотрудников на удаленной территории) и др.
Кто присваивает?
Категории земель, также, как и присвоенный вид целевого назначения, может быть установлен только в соответствии с действующими нормами и положениями земельного законодательства.
Основными регуляторами здесь выступают Земельный Кодекс Российской Федерации (статья 8), а также Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (статья 14).
В соответствии с нормами, закрепленными в указанной статье Земельного Кодекса есть четыре уровня уполномоченных государственных органов, которые могут определять новые или подтвержать ранее установленные категории земель.
Уровни определяющих органов формируются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок или территория.
В соответствии со статьёй 8 Земельного Кодекса категория земель устанавливается:
• Для территорий, находящихся в федеральном владении — Правительством РФ;
• Для земель, принадлежащих на основании оформленного права собственности субъектам государства, а также для муниципальных земель, которые являются или будут являться землями сельхозназначения — уполномоченными органами соответствующих субъектов;
• Для земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности, кроме земельных территорий, отданных под сельское хозяйство или которые будут переведены в эту категорию — специально уполномоченными органами или отдельными должностными лицами муниципалитетов;
• Для земель, на которых оформлено право частной собственности, в зависимости от категории, будут использованы полномочия либо специальных органов исполнительной власти субъекта (если речь идёт о земле сельхозназначения), либо муниципалитета (для остальных категорий).
Перевод в другие категории
Эти земли не ограничены в обороте, поэтому их можно переводить в другие категории. Регулируется данная процедура нормами статьи 8 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.04 г. Наиболее часто такие процедуры касаются перевода ЗНП в категории:
- сельскохозяйственных земель;
- земель промышленности и специального назначения.
Рекомендуем к прочтению статьи об использовании земель населенных пунктов для различных целей:
- для садоводства и индивидуального огородничества;
- для дачного строительства и ИЖС;
- для ЛПХ.
Также советуем ознакомиться с полезной информацией о кадастровой оценке ЗНП.
В целом процедура разрешена, но вопрос зависит от нюансов. Главное в порядке перевода – изменение границ населённого пункта, так как данные земли располагаются за его пределами. В этом случае требуется соблюдать следующий порядок:
- Получить кадастровую выписку с кадастровым номером земельного массива.
- Получить план застройки с выпиской из градостроительного плана, удостоверенного в администрации населённого пункта или в отделе градостроительства и архитектуры.
- Подать в администрацию или в департамент по землеустроительству запрос об изменении границ населённого пункта, с приложением кадастровой и градостроительной выписки.
- Приложить проект освоения данной территории или иные мотивы и обоснования переноса границ. Подать запрос о переводе данных земель в другую категорию.
- После получения разрешения от администрации, нужно провести регистрацию новых границ населённого пункта, подав заявление и выписку из административного решения в Росреестр.
- На основании внесения новых сведений о границах населённого пункта и их переводе в другую категорию, в ГКН, процедура считается совершившейся.
Важно: Для того чтобы участок города признать природоохранной зоной или культурным наследием федерального (регионального) значения, нужно подать пакет документации о необходимости соотнесения земель к данному фонду, без изменения категории.
ЗНП – это категория земель, на которых расположены города и другие поселения. Они делятся на зоны, каждая из них соответствует определённому ВРИ, опираясь на нормативы классификатора. Согласно зонированию, располагаются жилые кварталы, деловые и торговые зоны, установлены места расположения административных зданий. Допустим перевод в другие категории при условии изменения границ.
Как сделать корректировку ВРИ?
Классификатор пригодится тем владельцам участков, которые планируют изменить ВРИ. Они смогут понять, можно ли вообще это сделать или нет. В некоторых случаях можно изменить ВРИ на условно-разрешенный.
ВРИ участка можно узнать, оформив выписку из ЕГРН. Этот параметр устанавливают, учитывая целевое назначение.
Все виды использования земли подразделяются на следующие:
- основной;
- условно-разрешенный;
- дополнительный.
Условно-разрешенный необходимо согласовывать с комиссией, которая занимается вопросами землепользования и застройки. Основной ВРИ можно заменить на условно-разрешенный только в некоторых случаях, если между ними не будет серьезного противопоставления. Процедура описана в Градостроительном кодексе.
Владелец участка может подать ходатайство в муниципалитет. Чиновники проводят публичные слушания, в ходе которых заинтересованные стороны могут высказать свое мнение о смене ВРИ.
По результатам слушаний готовится заключение, которое является основанием для предоставления разрешения на смену вида. Если будет вынесен отказ, то собственник узнает причины такого решения.
Бумага, подтверждающая положительное решение, должна быть отправлена в Росреестр. На ее основании будут внесены изменения в кадастр недвижимости и ЕГРН.
Документы
К ходатайству прикладываются документы, которые смогут подтвердить подлинность личности заявителя (если речь идет о людях, имеющих статус физического лица) либо подтвердить законность осуществления действий индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), выписка из ЕГРН на конкретный участок, в отношении которого должна быть осуществлена процедура.
В том случае, если действующее законодательство предусматривает необходимость проведения специализированной экологической экспертизы в отношении того или иного участка, потребуется также и заключение экспертной комиссии по результатам выполненных работ.
Весь пакет документов проверяется сотрудниками соответствующих органов исполнительной власти на предмет соответствия требованиям действующего законодательства его содержания и лица, подавшего этот пакет.
В случае выявления несоответствия документов или лица, подавшего их, указанным требованиям, все бумаги возвращаются заявителю в срок не более тридцати дней с момента их получения, сопровождаемые мотивированным отказом в принятии с подробным указанием причины отказа.
В течение трех месяцев документы рассматривает Правительство РФ в отношении земель, переданных в его ведение. Два месяца отводятся исполнительным органам в субъектах и муниципалитетах.
По результатам рассмотрения ходатайства выносится соответствующий акт, в котором указывается присвоенная категория или установленный вид разрешенного режима пользования или целевого назначения, дата принятия решения о таком установлении.
Срока окончания действия у такого акта нет, так как следующий может быть принят в любой момент в результате наступления соответствующих оснований.
В течение четырнадцати дней с момента фиксации вынесенного решения путем составления акта последний должен быть направлен заявителю.
Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону вы узнаете в нашей статье.
В 2017 году с России будут увеличены пенсии у военных! Подробнее об этом событии узнайте в статье.
В 2017 году произошли некоторые изменения в выплате пособия по безработице. В нашем материале есть вся нужная вам информация.
Порядок определения
Категория земли
Категория земель определяется путём отнесения земельного участка к той или иной категории земель или путём установления категории земель.
Решение об отнесении земель к определённой категории принимается уполномоченными органами власти, исходя из фактической цели использования земельного участка, изучения природных, социальных, экономических и иных факторов использования земельного участка. В результате в отношении земель издаётся индивидуальный правовой акт.
Целевое назначение
Если же необходимо уточнить и закрепить документально существующее целевое назначение земельного участка в соответствии со сложившейся системой, то речь идёт об установлении категории.
Разрешённое использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены наделы. При этом орган власти обязан внести информацию о разрешённом использовании в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).
Что значит данное понятие
Вид разрешенного использования территории – это отрегулированный законодательством нормативный документ, определяющий целевое применение земли или существующих и возводимых на ней объектов.
Данная бумага необходима для четкого определения:
- С какой целью будет использоваться земля;
- Какие работы будут на ней проводиться – строительство, реконструкция, под сельскохозяйственные угодья;
- Она в первую роль играет решающий фактор при кадастровой оценке площади;
- Ею определяются границы территории.
Данную документацию определяет специальная комиссия, сформированная посредством местных органов власти или же их главой, так же эта комиссия наделена правом, изменений ВРИ.
Какой вид земли нужен для постройки дома?
Что представляет собой земельный классификатор
В России ВРИ начал использоваться с 2007 года, однако он не имел четких разграничений и параметров, из-за чего возникала большая путаница.
С конца 2014 года был введен в действие новый классификатор, более усовершенствованный, он имеет:
- Наименование, описание и числовое значение каждого вида в отдельности.
- Складывается с 12 обобщенных типов или основных и 81 уточненных. Обобщенные пункты можно использоваться в случае, когда нет конкретики итогового употребления участка:
- Эксплуатация в сельскохозяйственной сфере – растениеводство, садоводство овощеводство, животноводство, скотоводство, птицеводство и прочие;
- Под жилые застройки – все виды жилых помещений, в том числе и передвижные, а также постройки для их обслуживания;
- Использование объектов капитального строительства в интересах общества – коммунальное хозяйство, социальные организации, здравоохранение, учебные заведения;
- Предпринимательство – деловые центры, офисы, рынки, центры развлечения и торговли, общественное питание, гостиничные комплексы;
- Отдых – спорт, рыбалка, охота, причалы;
- Производственная деятельность – промышленность легкая, тяжелая, пищевая, строительная, нефтехимическая, использование недр;
- Транспорт – автомобильный, водный, железнодорожный, воздушный, трубопроводный;
- Обеспечение обороны и безопасности – военные базы, расположения, полигоны, внутренний правопорядок, охрана государственной границы, обеспечение деятельности по исполнению наказаний;
- Деятельность, относящаяся к охране и изучению природы – обеспечение курортной и исторической деятельности также входит в данную категорию;
- Лесная – заготовительные работы по древесине и лесных ресурсов, расположение резервных лесов и плантаций;
- Водные объекты – гидротехнические сооружение, общее и производственное применение водных просторов;
- Общее пользование территорией – ритуальная и специальная деятельность, запас.
Чем отличаются разрешенное использование земли и целевое назначение
Целевое использование – это особое направление использования земли и ее функций в интересах общества. Так как земли в соответствии с законодательством делятся на категории, принадлежность участка к одной из них, учитывая и ВРИ, определяет их целевое применение.
Целевое назначение изменяется при переводе площади из одной категории в другую
Важно: определение к какой именно категории относится участок, может выполнить только компетентный орган и не более.
Разрешенное использование – это уже нюансы эксплуатации территории в рамках зафиксированных категорий, при этом виды и условия имеются для каждой категории индивидуально, вспомогательный пункт применения земли, владелец может определить самостоятельно, а также оспорить решение местных властей по разрешению в суде.
Как быть с участками, ВРИ по которым уже установлен без классификатора
Уже установленный вид участка после введения в действие классификатора замене не подлежит, поскольку российские законодатели предусмотрительно ввели такое правило в изменениях в ЗК РФ (частью 11 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ). И это абсолютно справедливо, так как защищаются права собственников таких земельных участков, если они предполагают продолжать на них деятельность согласно ВРИ, установленному до введения классификатора.
Кроме того, правообладатель участка может подать заявление об установлении соответствия имеющегося ВРИ участка классификатору в уполномоченные органы госвласти, которые обязаны в срок не более месяца установить такое соответствие.
Состав ЗНП
Земельные участки поселений
Основные территории, входящие в состав ЗНП, относятся к землям поселений. Это более узкое понятие в сравнении с категорией земель и включается в указанную категорию. Также оно выступает видом разрешённого использования (ВРИ) и распространяется:
- на участки, предусмотренные для расположения жилых домов;
- участки, где строительство жилых зданий ведётся или только планируется.
В соответствии с Градостроительным кодексом, земли поселений делятся на соответствующие территориальные зоны, допускающие возведение домов разной этажности. Малоэтажные здания, менее трёх этажей, предусмотренные для проживания одной семьи и не допускающие разделения на квартиры, возводятся в пределах территорий, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство.
Что входит в понятие ЗНП?
Это место заселения застроенного земельного массива, имеющее разновидность сельского или городского типов поселений. Является административной единицей. Управляется органами местного самоуправления и входит в состав государственной системы. Ими могут являться:
- города и городские округа;
- посёлки, сёла, деревни и т.п.
Отделяется от прочей территории муниципальных земель границами, которые установлены соответствующими законодательными актами и внесены в Государственный кадастр недвижимости согласно нормам Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.15 г. Территория поселений, в том числе городская, считается действительной только внутри установленных границ, что дано в положении п.1 статьи 83 ЗК РФ, а установление состава земель этой категории рассматривается в статье 85 ЗК РФ.
Здесь располагаются различные фрагменты инфраструктуры поселения, требующиеся для организации, функционирования и жизнеобеспечения этой системы. Разное функциональное назначение зон города соответствует различным способам их размещения на всей его площади.
Справка: Допустимо использовать сочетание нескольких зон в одном комплексе, когда несколько их видов служат одному целевому назначению.
Зонирование территории — что это такое?
Это разбивка площади расположения населённого пункта на зоны по признаку их функциональности. Порядок территориального зонирования определяется на основании соответствующего правового режима, регулирующего использование:
- поверхности земли;
- расположение надземных объектов;
- расположение подземных объектов.
Зонирование предусматривает совокупное использование участка вместе с наземными и подземными коммуникациями по типовым правилам, предусмотренным для всех видов поселений. На основании зонирования территории города выделяются кварталы и зоны:
- жилые;
- административные;
- общественно деловые или бизнес кварталы;
- инженерных и транспортных инфраструктур;
- для сельскохозяйственного использования;
- специального назначения;
- зелёные зоны, культурно-исторические и иные рекреационные места.
Их перечень дан в п.1 статьи 85 ЗК РФ. Кварталы располагаются в центе городского поселения, по окраинам зонирование ограничивается без квартальным разделением, ориентируясь на целевое назначение зон. Сельское поселение тоже разделяется на зоны без определения кварталов.
Целевое назначение
Независимо от разнообразия зон, включённых в административную единицу, они все ориентированы исключительно на сохранение и развитие поселения, и могут служить только целям, связанным с организацией проживания и получения необходимых услуг гражданами населённого пункта.
Справка. То есть – это застройка городских и сельских населённых пунктов в соответствии с потребностями их населения, соответствующая нормативам Градостроительного кодекса РФ и видам разрешённого использования.
Как объединить земельные участки с разными ВРИ?
Если планируется объединить несколько участков, имеющих разные ВРИ, то их следует перевести в одну категорию. Кроме того, по результатам процедуры перевода они должны иметь один ВРИ.
Важно сделать расчеты. Новый участок, образованный в результате слияния, должен быть не больше предельно-допустимого размера, установленного местным законодательством
Объединить можно участки, находящиеся в одном населенном пункте и территориальной зоне (ЗК, статья 11.9).
Если земельные владения находятся в частной собственности, процедура следующая:
- Нужно убедиться, что категории и ВРИ одинаковые.
- Пригласить кадастрового инженера. Процедура межевания.
- Подготовка пакета документов. Оплата государственной пошлины.
- Передача всех бумаг в Росреестр.
Росреест проведет обработку документов за 10 дней, в МФЦ – за 12. Когда процедура оформления будет завершена, собственник земли получит на руки выписку из ЕГРН.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается только определенным категориям населения. Каким именно — читайте у нас!
На какие надбавки к пенсии можно рассчитывать после 80 лет? Узнайте об этом в нашей статье.
Как оформится на бирже труда для получения пособия для безработных — читайте в нашем подробном материале.
Как внести изменения
Несмотря на то что вид разрешённого использования земельного участка представляет собой едва ли не самую главную характеристику надела, его можно изменить. Сделать это можно, как корректируя целевое назначение участка, так и оставив его прежним.
Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путём перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, что регламентируется Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В таком случае земельному участку может быть присвоен любой вид разрешённого использования, исходя из его целевого назначения.
Если же вносить изменения в категорию участка не планируется, вид разрешённого использования земельного участка может быть выбран только из перечисленных в законодательстве вариантов для конкретной категории земель.
Для того чтобы изменить вид разрешённого пользования, в органы местной власти по месту нахождения земельного участка необходимо представить заявление (ходатайство), в котором должны быть указаны кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Вместе с ходатайством представляют выписку из государственного кадастра объектов недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.
Пакет документов
- паспорта или другого документа, удостоверяющего личность заявителя (для юридических лиц — выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц);
- если вы будете действовать через доверенное лицо, ему понадобится документ, подтверждающий его полномочия (доверенность);
- если на участке есть дом, необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства;
- правоустанавливающих документов на земельный участок (свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок или договор аренды земельного участка);
- кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) и иных документов на земельный участок;
- технических паспортов на объекты капитального строительства, располагающиеся на земельном участке на момент обращения (при наличии таковых).
Кроме того, к заявлению могут быть приложены:
- эскизы планируемого к проектированию объекта;
- проект планировочной организации земельного участка;
- информация о планируемом объекте капитального строительства;
- согласие правообладателей земельного участка об изменении вида разрешённого использования земельного участка или объектов капитального строительства (в том случае, если земля находится у вас в долгосрочной аренде);
- согласие правообладателей земельных участков и правообладателей объектов капитального строительства, располагающихся на земельных участках, граничащих с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение об изменении видов разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства;
- заключение государственной экологической экспертизы (если её проведение предусмотрено федеральными законами);
- расчёты потерь сельскохозяйственного производства (для участков, которые используются для целей сельского хозяйства).
Документы можно представить лично (или через представителя) или отправить по почте. О том, что пакет документов получен, выдаётся расписка (если документы направляются по почте, расписка также отправляется заявителю по почте).
Срок рассмотрения пакета документов составляет, как правило, 2 месяца со дня регистрации заявления в общем отделе администрации. После рассмотрения заявления глава местной администрации принимает решение об изменении вида разрешённого использования земельных участков. В противном случае должен быть выдан письменный отказ в предоставлении услуги, который может быть обжалован в судебном порядке.